Почти каждый день, на открутившихся ранее статьях, мне приходится сталкиваться с комментариями, где критика желтушности Яндекс.Дзен подвергается обструкции. Собственно ничего нового.
Мы и сами, в своей среде, пока не пришли к общему мнению, что первично в засилье треша и желтухи: интересы пользователей или политика Дзена? Еще более интересным выглядит вопрос: зависит ли трафик Яндекс.Дзена от степени его желтизны?
Зависимость трафика от желтизны ресурса
На мой взгляд, самая большая проблема дзеноводов в том, что они пришли в Яндекс.Дзен с определенным бэкграундом. С предустановкам, сформировавшимися на других ресурсах, которые походили на Дзен только внешне. Поэтому мы лепим из Дзена "Афишу" или "Космополитен", хотя механизмы заложенные в сервис совсем другие.
Для ресурсов основу которого составляет поисковый трафик, желтизна – одна из значимых составляющих популярности. Желтые запросы, всегда многочисленны, а пользователи с удовольствием подписываются на желтые ресурсы.
Только один запрос "голые", который не является не порно, и даже не эротическим, запросом, дает 15 млн. читателей в месяц:
А есть еще обнаженные, раздетые, оголившиеся и т.д. Это всего-лишь микроскопически узкий сектор желтого трафика, который может дать до 100 млн. трафика ежемесячно.
Естественно, что на это траф рассчитывают не только желтые "Афиши дейли", но и бывшие некогда серьезными ресурсы, типа "Комсомолки" или "АиФ".
Но у Дзена то трафик не поисковый. Механизм привлечения пользователей и формирования выдачи, у платформы, совсем другой.
Нужен ли Яндекс.Дзен треш и обнаженка?
Наверное никто не будет спорить, что в Яндекс.Дзен заходят не потому, что у него качественная Лента или он дает какую-то уникальную информацию. Заходят, потому- что это быстро и удобно.
Пользователь ищет что бы почитать, причем интерес это не конкретный, а абстрактный. Ему по большому счету до лампочки это будет Яндекс.Дзен или Вантуз.Хрен, главное чтобы было где убить время.
Это очень важный момент.
Пользователь, который имеет конкретный интерес – идет в Поиск, тот кто хочет почитать последние новости – открывает Ленту новостей, за видео или музыкой обращаются в соответствующие сервисы.
Яндекс.Дзен – место, где интересно убивают время. То есть человек зашедший в Ленту Дзена не ориентирован на какую-то определенную тематику (поэтому тематические Ленты и не пользуются спросом).
Приблизительно так я в детстве ходил в библиотеку – испытывал желание прочитать что-нибудь интересное, но не знал что. Ходил по стеллажам и выбирал. Конечно я знал, что фантастика и приключения мне больше нравятся, чем романтические произведения, но это был не конкретный интерес.
Как бы я поступил, если бы на полках стояли книги эротического содержания? – Конечно же в первую очередь брал бы их (скорее всего просматривал их у полок, т.к. брать было бы стыдно).
Но значит ли это, что из-за их отсутствия, я меньше стал посещать библиотеку? – Нет! В библиотеку я ходил не за эротикой, хотя она и привлекла бы в первую очередь мое внимание.
Тоже самое происходит и с посетителями Дзена. На их количество никак не влияет количество обнаженки или треша в Ленте (для этого есть специальные ресурсы и раздел 18+), им важно качество и разнообразие. Именно эти два параметра играют главенствующую роль, когда человек идет в библиотеку за "интересненьким", или в ресторан за "вкусненьким". И уж тем более, никто не хочет за интригующей обложкой найти графоманский примитив, а за звучным названием блюда безвкусное месиво.
Да, такую книгу или блюдо будут на порядок чаще брать и заказывать, но сколько человек после этого перестанет посещать эту библиотеку или ресторан? А ведь Дзен идет именно этим путем.
Сейчас, привыкшие к "афишам" дзеноводы ориентируются на CTR трешовых статей. На его высокую стабильность, которая дает возможность бесконечно увеличивать охваты. Но это не поисковый трафик, где статья в Поиске конкурирует с подобными. Тут другая механика.
Голая, или полуобнаженная, женщина, привлекает любого мужчину, будь он дворник или академик, это инстинкт. Тем более, когда она выделяется на фоне скромных картинок. В этом признавались и сами разработчики алго, когда пытались бороться за качество Ленты.
Даже убежденный борец за благопристойность, ткнет на такую карточку, чтобы потом поплеваться. Но значит ли это, что тем самым удовлетворяется читательский интерес? – Естественно нет, т.к. если бы это был интерес, пользователь зашел в 18+.
Пользователь, принимая решение, чем занять свое время, не думает: "Зайду-ка я в Яндекс.Дзен, там ведь есть сиси!". Также, как не идут в ресторан, чтобы поесть гамбургер – для этого есть специализированные точки питания.
А вот наличие гамбургеров в меню ресторана, как и треша в Ленте Дзена, многое говорит посетителю о уровне заведения/платформы. Постепенно лишая его/ее уважающих себя клиентов.
Таким образом желтуха никого не привлекает, а даже наоборот, снижает количество пользователей Яндекс.Дзен.
ПС. Писал статью второпях, стараясь не пропустить понедельник, поэтому не обессудьте. В голове осталось много недосказанного. Надеюсь в комментариях ее дополнят и разовьют)