Найти тему
ПЕРМСКАЯ АНОМАЛИЯ

Пермский крест Дома Романовых. Ныробский узник.

"Над Пермью висит черный крест", - сказал явившимся к нему за благословением, кунгурским купцам Иоанн Кроншдтатский в 1890 году, не дав никаких дальнейших пояснений. Пермяки принялись ждать очередных пожарищ, наводнений, но

"...после тех ужасных событий, которые произошли на Урале в 1918 г., когда Крест тягчайших, воистину Голгофских страданий и мученической кончины приняли: праведный Царь Николай II, с своей Супругой и Детьми, а также и с прочими членами Императорской Фамилии, то становится ясно, что батюшка о. Иоанн за 28 лет провидел это небывалое в истории мира злодеяние, совершенное в пределах Пермской губернии, и прикровенно говорил о нем." ( глава 52, "Пророчества о. Иоанна о судьбах России и русских людей")

Михаил Никитич Романов (каким бы он мог выглядеть)
Михаил Никитич Романов (каким бы он мог выглядеть)

На самом деле, конечно, в то время, когда отец Иоанн пророчествовал купцам, черный крест над Пермью висел уже двести лет. Ибо в шестнадцатом веке, в то время на территории Перми Великой, принял свою мученическую смерть первый Михаил рода Романовых, дядя первого царя рода Романовых, тоже Михаила, и далекий пращур последнего царя рода Романовых - Михаила (в пользу него Николай II отрекся от престола и Михаил фактически "сидел на троне" двое суток, прежде чем под угрозой смерти заявил, что подождет принимать власть до созыва Учредительного собрания. подробно об этом позже), который вскоре будет убит в самой Перми. Любителям мистики осталось добавить, что герб города Пермь выглядит так (они поймут):

герб города Пермь
герб города Пермь

Но обо всем по порядку.

Шел 1601 год. Захвативший, после смерти Ивана Грозного, царский трон, татарский перекрещенец, царь Борис, поверил в предсказания волхвов, о том, что угроза его царствованию идет от братьев Романовых, и решил избавиться от них. Наущенный братом Годунова, казначей Романовых, донёс о якобы готовящемся заговоре на извод царя чародейством. Тут же «нашелся» и мешок с кореньями в закромах братьев….

Деревня Ныробка «о шести дворах» (первое упоминание в летописях 1579 г.) – самый северный населённый пункт Перми Великой (ныне территория Пермского края). Дальше – только болота да леса с обитавшими в них дикими племенами кочевников. Жители Ныробки и сами как дикари: грязные, заросшие по самые брови, и бабы с детьми им под стать.

И вот сюда-то, в промозглый сентябрьский день, под фырканье лошадей, чавканье копыт и ругань измотанной стражи, в наглухо крытом возке был доставлен «отбывать ссылку» вчерашний царский окольничий Михаил Никитич Романов – один из пяти братьев. Чудо богатырь за два метра ростом, косая сажень в плечах, красавец – по передающейся из уст в уста легенде.

На богатыре были трехпудовые (более 50 кг) цепи-вериги, а имя его держалось в секрете. Ныробцам объяснили, что привезли де разбойника лютого, злодея, каких свет не видывал. Сомневались полудикие ныробцы: больно уж одежка хороша у плененного, да взгляд светел, не говоря уже о стати ладной. Но перечить скорым на расправу стрельцам было себе дороже: побудут, думали, немного и уйдут.

Романовская яма, в ходе реставрации часовни
Романовская яма, в ходе реставрации часовни

Между тем, приставу Роману Тушину, возглавлявшему охрану арестанта, было велено возвращаться в Москву не ранее чем Романов умрет. Таким образом заставить Михаила Никитича умереть, было первейшей и единственной задачей Тушина.

Стрельцы были в полном отчаянии от местного гостеприимства: шесть черных, низких избенок, с земляными полами, тараканами на стенах, грубыми лавками вдоль стен и дырами в потолках, вместо печных труб. О самих ныробцах и говорить нечего: в холода скотина заводилась в жилища и дальше, до тепла, жили и спали все вместе.

Ныроб сегодня...
Ныроб сегодня...

На краю деревни стрельцы выкопали яму: 2 Х 2 Х 1,5 метра и бросили туда боярина, прямо как был - в цепях-веригах. Яму закрыли толстыми бревнами, поверх которых накидали выкопанную землю. Для подачи еды и питья оставили крошечную щель сбоку (то есть выхода не было вообще, испражняться узник был должен был там же, практически под себя). С холодами, правда, сообразили что-то наподобие очага, без дымохода, с очевидным расчетом, что холод (до -50 градусов достигают зимние температуры в Ныробе), едкий дым и минимум еды быстренько сделают свое дело, и можно будет ехать по домам.

Ныробские улочки
Ныробские улочки

Однако время шло, а Романов не умирал. И понятно, что не дело бы не только в молитвах, которые, не переставая, слышались из ямы. Тушин устроил недалеко от ямы засаду и своими глазами увидел, что ныробцы, наслушавшиеся доносящихся из ямы молитв и уверовавшие, что небеса послали им самого настоящего святого страдальца, украдкой подкармливают его и просят благословения.

Из грамоты царя Михаила Романова чердынскому воеводе Бутурлину от 15 ноября 1621 года: «И как прислан был с Москвы от царя Бориса (Годунова) боярин Михаил Никитич Романов и в том Ныробском погосте сидел в тюрьме и того же погоста крестьяне к Михаилу Никитичу тайно подносили всякий съестной припас и на тот припас доводил того же погоста крестьянин и по его доводу пристав Роман Тушин писал царю Борису, и Борис де велел того погоста взять в Казань пять человек, и те крестьяне пытками разными пытаны, и с пытки один в Казани умер…»

царь Михаил Федорович Романов
царь Михаил Федорович Романов

Предполагается, что Михаила Никитича, к тому времени одряхлевшего, полуслепого, задушил собственноручно Роман Тушин, под надзором, готовых его самого уничтожить, только бы выбраться отсюда, стрельцов. Быстренько закопав мученика под старым кедром, стрельцы сразу уехали. Тут же с разных сторон к могиле Романова бросились причитающие бабы и дети, тут же принялись целовать оставленные охранной цепи-вериги и молиться за упокой его души, да чтобы заступился он за них там, на небесах, и вернул в деревню мужиков.

Вскоре над ямой, которую позже все стали называть царской или Романовской, соорудили первую часовенку. Цепи же страдальца хранили пуще глаз своих, ибо обнаружилась в них сила чудодейственная.

вериги Михаила Никитича ныне хранятся в музее г. Чердынь, Пермский край
вериги Михаила Никитича ныне хранятся в музее г. Чердынь, Пермский край

В 1606 году, по воцарению на троне русском Лжедмитрия, тело Михаила Никитича было перевезено в Москву и с почестями захоронено в усыпальнице Романовых. Причем тело, по уверению свидетелей, было «ничем невредимо, только от руки, от перста некоторый член земля взяла». Ныробцы даже не удивились этому факту – настолько были уверены, в своем святом.

Через год, после того как в Москву увезли тело Михаила Никитича, в Ныробку, из Казани вернулись мужики. Покалеченные пытками, исхудавшие, но с горящими фанатичной верой глазами – они были уверены, что освобождение их – дело рук святого мученика, который следил за ними с небес и отводил смертушку.

Тем временем слухи о чудодейственных цепях, которые поднимали с ног болезных, и делали хиляков силачами, стали потихоньку расползаться от Ныробки по другим селам, захватывая все больше и больше северных территорий. И потянулись глянуть на чудные вериги да часовенку над ямой страдальца первые странники. Однако должно было пройти еще несколько лет, прежде чем милости его действительно посыплются на Ныробку.

-8

Той зимой, 1613 года, проезжая мимо Ныробки, по Якшинскому тракту, чердынские купцы обратили внимание на чудесную икону на пенечке у елочки. То была икона Николая Чудотворца. Купцы отвезли ее в Чердынь и установили в одном из своих храмов. Однако икона исчезла, чтобы вновь образоваться на пенечке возле Ныробки. Опять увезли - опять вернулась.

Никольский родник. считается что сначала в близи этого места была найдена икона, в затем забил родник
Никольский родник. считается что сначала в близи этого места была найдена икона, в затем забил родник

И тут пронесся по Руси колокольный звон: восшествие на престол первого царя рода Романовых. И тогда всем стало ясно – чудо! Быть в Ныробке храму, а самой ей стать святым местом. И точно: не успела весть о явленной иконе, дойти до потрясенного 16-летнего царя, как тут же велел он выстроить уже не в Ныробке, а в Ныробе храм Святому Николаю, отрядить туда попов на царское жалование, и из царских же запасов снабдить церковь всем, что необходимо для ведения служб достойных. Ныробцев же царь наделил «обельной грамотой», освобождавшей их от всех податей «дабы людишки бы не разбегались, а молились бы за прославление царского дома».

храм Святителя Николая наши дни
храм Святителя Николая наши дни

В 1705 году на месте выгоревшего комплекса деревянных церквей, царским указом возник первый каменный храм Святителя Николая. Его внутренние своды были покрыты картинами из Апокалипсиса, а вверху, под самым куполом украшали его выдавленные в каменных стенах кресты, что считалось необычайным, равно как и фреска Святого Христофора с собачьей головой – покровителя охотников. Легенда гласит, что храм этот возводили непонятно откуда явившиеся люди. И все, что они строили за день, ночью уходило под землю. И вдруг в один из дней храм вышел из-под земли весь, во всем своем ослепительном величии. Строители же, наоборот, тут же сквозь землю провалились.

своды Никольской церкви. Прямо виден силуэт святого Христофора с собачьей головой
своды Никольской церкви. Прямо виден силуэт святого Христофора с собачьей головой

Тем не менее, царским указом следовало ежегодно «отправлять панихиду по первому царственному страстотерпцу, Михаилу Никитичу, в день воспоминания о чуде Архистратига Божия Михаила в Хонех, т. е. 6 сентября по ст. ст. (19 сентября по н. ст.). Царский приказ исправно выполнялся на протяжении трехсот лет, вплоть до 1927 года

В 1736 г, на месте бывшей могилы Михаила Никитича была отстроена Богоявленская церковь. Скромная внешне, она поражала внутренним величием и в отличие от холодной Никольской церкви, считалась зимней.

то, что осталось от Богоявленской церкви
то, что осталось от Богоявленской церкви

Место, где когда-то был зарыто тело Михаила Никитича находилось за левым клиросом.

приблизительное место, где был некогда зарыты останки Михаила Никитича
приблизительное место, где был некогда зарыты останки Михаила Никитича

Здесь, в нише храма стояла гробница с покрывалом Михаила Никитича. Здесь же, на помосте находились цепи-вериги ныробского мученика. Эти цепи тысячи богомольцев, стекавшихся сюда со всех мест, держали во время богослужений, передавали друг другу со слезами и молитвами, а у кого хватало силы, надевали на свои плечи.

гробница с покрывалом и цепями Михаила Романова в Богоявленской церкви
гробница с покрывалом и цепями Михаила Романова в Богоявленской церкви

Если учесть что в те годы собственное население Ныроба было менее ста человек, то цифра эта не может не потрясать. Люди исцелялись, целуя оковы, припадая к чудотворной иконе Святителя Николая (той самой, с пенька), хранившейся здесь же, на особом аналое. Так же в храме хранился список с чудотворной иконы. Явленная икона постоянно пребывала в ныробском храме, чудотворный же список ежегодно носили по окрестным селам и даже в Чердынь (в то время столицу Перми Великой), к священным праздникам.

В 1793 г. по указу Екатерины II «тщанием и коштом» волостных крестьян и «усердным старанием» крестьянина Михаила Денисовича Пономарёва часовня над романовской ямой была заменена каменной.

Прокудин-Горский 9010 год часовня - вид с запада
Прокудин-Горский 9010 год часовня - вид с запада

К началу ХХ века Ныроб стал волостным центром, имел множество ладно скроенных изб, а так же несколько странноприимных домов, для постоянно бывающих тут богомольцев

21 февраля 1913 года Россия праздновала 300-летие царствующего дома Романовых. Праздновали его и в далеком Ныробе. Ко дню торжеств, в поселке негде было развернуться от тысяч паломников. Несметное количество венков приносились к Богоявленской церкви. Зачитывалось множество грамот и телеграмм – весь Русский Север помнил, кланялся и чтил память «местного святого великомученика Михаила Никитича Романова».

Это было грандиозное событие. Совместными усилиями уральских заводов вокруг ямы Михаила Никитича была создана великолепная ограда.

-16

По ее маковкам шли двуглавые орлы, на фресках были тексты, царские портреты, украшенные керамическими виньетками. Ограда эта была освящена Архиепископом Андронником, тем самым которого в 1918 году заживо закопали большевики, и который был причислен к лику святых. Была воссоздана часть кремлевской стены. Была большая иллюминация. Над местом страданий Ныробского мученика была совершена панихида с провозглашением вечной памяти всем Царям, Императорам, Императрицам и Великим Князьям Дома Романовых, а так же Патриарху Филарету, инокине Марфе (матери царя Михаила Федоровича Романова). К этому событию была выпущена брошюра историка Николая Белдыцкого «Ныробский узник», с подробным описанием трагедии Михаила Никитича.

-17

была исполнена опера «Жизнь за царя» написанная учителем соседнего с Ныробом села Искор Петром Поляковым. Председатель Чердынского уездного съезда Грамбов читал собственные стихи, посвященные памяти узника, горели тысячи свечей, присутствующие не стеснялись слез. То было настоящее, не навязанное, а именно идущее из души каждого присутствующего, торжество истинной веры. Поэтому невозможно передать словами всю красоту и силу того момента.

Никольская церковь. Наши дни. Все иконы новописанные.
Никольская церковь. Наши дни. Все иконы новописанные.

В Москву была послана Всеподданнейшая телеграмма с коленопреклоненной мольбой «о канонизации, причислению к лику святых мученика Михаила Никитича, боярина Романова». Однако видно не до того было последнему русскому царю в последние годы своего царствования.

Прошло три года. 17 апреля 1916 года, Николай Александрович Ордовский-Танаевский, бывший управляющий Казенной палатой Пермской губернии и особой радетель в пользу канонизации Михаила Никитича, а ныне губернатор города Тобольска ехал, по приглашению императрицы, в Царское село, когда к нему обратился попутчик – офицер жандармерии:

«– Если не секрет, по какому делу вызваны?

– Еду просить от лица населения Тобольской губернии осчастливить губернию и меня, как губернатора, присутствием на канонизации нового святителя, митрополита Иоанна (Максимовича), Тобольского и всея Сибири чудотворца и принять гостеприимство у меня в доме. Попутно напомнить о намеченной с 1913 года канонизации святого чудотворца, мученика болярина Михаила Никитича Романова, замученного в лихолетье в деревушке Ныробке Пермской губернии, родного дяди Царя Михаила Феодоровича Романова.

– Как странно! Нигде не читал ни о первом, ни о втором. ...Ваше Превосходительство, но ведь это первый мученик из Царственного Дома Романовых?...» - так позже описал эту беседу в своих дневниках белый эмигрант, ярый сторонник монархии Ордовский-Танаевский.

Ордовский-Танаевский_Николай_Александрович,_1920
Ордовский-Танаевский_Николай_Александрович,_1920

Вплоть до 1928 года, пока до Ныроба не дотянулись когтистые лапы красного террора, сюда стекались богомольцы и не закрывались двери странноприимных домов. Все так же Ныробцы не начинали никакого дела без молитвы и верили в заступничество своего местного святого.

Постепенно Ныроб стал наполняться ссыльными. Об этом периоде его жизни, нужно рассказывать отдельно. Ибо проживала, здесь, поговаривают, и княгиня Нарышкина, быстренько переквалифицировавшаяся в популярную модистку, к которой с превеликим почтением и удовольствием бегали местные девушки «обшиваться». Отметился здесь гофмейстер царского двора, который никак не мог привыкнуть к своему новому положению, заболел чесоткой, практически дезориентировался в пространстве и чуть не умер. За ним ухаживала жена бывшего ныробского пристава.

Вплоть до 1980-х годов жила в Ныробе дама благородного происхождения, чье имя тщательно скрывалось, но, тем не менее, ее знанием восьми иностранных языков пользовался весь уезд. И всех здесь принимали с почтением и удивительной, свойственной набожным людям добротою. Всех здесь старались поддержать и приободрить, а затем… Затем мир рухнул.

вышки Ныроблага
вышки Ныроблага

Без содрогания не возможно и представить танцы офицеров Ш 320 (управление Ныроблага, прямого московского подчинения) в романовском парке. Все было разрушено, царские портреты, и надписи с ограды вокруг романовской часовни выдраны и растоптаны. Сама часовня была разбита в клочья и раскидана. С церквей содрали купола, внутри их чинили всякие непотребства, а вокруг Ныроба потянулись колючки лагерей

коммунистическое "наследие" - сбитые орлы и вырванные царские портреты. 2011г
коммунистическое "наследие" - сбитые орлы и вырванные царские портреты. 2011г

Сегодня население Ныроба составляет порядка семи тысяч человек, вместе с арестантами, поселенцами и их охраной. Он не может не поражать своей чернотой, унынием, обилием колючей проволоки и лагерных вышек.

Ныроб сегодня
Ныроб сегодня

Сегодня уже почти никто и не вспоминает о том, что только революция помешала канонизации первого и собственно "назначенного" народом мученика рода Романовых, в чьей избранности не сомневался никто.

Впрочем, часовню над Романовской ямой все же восстановили

Романовские дни в Ныробе
Романовские дни в Ныробе

О том, почему забыли последнего русского царя, Михаила Романова, в следующем материале.

Всегда в поисках интересненького.

  • подписываемся на канал
  • ставим лайки
  • указываем на ошибки и неточности
  • делимся своими знаниями в комментариях