Продолжаю публиковать отрывки из моей книги, которая выйдет в начале осени. Она посвящена парадоксам и системным ошибкам, а ее рабочее название
НАЛОГОВЫЙ КОНЬ В ВАКУУМЕ. Следующий парадокс – это «парадокс непроверяемости».
Он заключается в том, что по-настоящему проверить схему, можно только ее применив. Другого варианта не существует. И здесь усиливает эту ситуацию следующее.
Первое. Когда-то мы систематически обращались с запросами в Налоговую. Налоговая извивалась ужом, пытаясь не ответить нам на вполне конкретный запрос. Но, так или иначе, с той или иной степенью успешности, мы ее додавливали.
Сейчас к любому письму есть приписка, что это не является официальным мнением и не препятствует формированию абсолютно другой практики. Сегодня никакого разъяснения мы не получим.
Второе – это проблема судебной практики.
Именно судебная практика является основным аргументом моих коллег в обоснованности применения той или иной модели оптимизации. И именно этот признак является наиболее опасным.
Во-первых, как бы аккуратнее это сказать… Мы не очень понимаем, в каких субъективных экономических условиях формировалось то или иное судебное решение. Под воздействием каких факторов было вынесено это решение конкретно в пользу налогоплательщика.
Когда дела доходят до определенного судебного уровня, это дела, как правило, на не маленькие суммы. И какой процент из них имеет посторонние факторы при вынесении решения, можно только догадываться. Это ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.
Во-вторых, это резкое отставание по времени. Та практика, которая вышла сейчас, на самом деле, относится к проверке, начатой 2 – 3 года назад. А строили налоговую модель еще за какое-то время до этого периода.
То есть, судебная практика сегодня рассматривает то, что происходило достаточно давно. Как сказал Уинстон Черчилль, «генералы всегда готовятся к прошлой войне».
Наконец, в-третьих, нужно упомянуть достаточно слабую репрезентативность этой практики. Потому что она относится к конкретному делу, к конкретным обстоятельствам. И делать из отдельного дела или из нескольких дел какой-то общий вывод просто опасно, потому что у нас нет для этого оснований.
С учетом всего сказанного, еще раз призываю обратить ваше внимание! Когда идет ссылка на определенную судебную практику, подтверждающая нашу правоту – это очень опасный аргумент. Он по большому счету, ничего не подтверждает.
Третий фактор, усиливающий непроверяемость, состоит в том, что государственные органы периодически меняют свое мнение.
Здесь уместно вспомнить знаменитую историю с тем, как облагается взносами в социальные фонды, вознаграждение членам совета директоров.
Просто классика. Один государственный орган выпускает разъяснение о том, что под эти начисления данное вознаграждение не попадает. Платим только НДФЛ и живем спокойно. Через какое-то время судебная практика разворачивает это полностью наоборот. Платить надо.
Здесь вспоминается цитата одного из наших ведущих судей Высшего Арбитражного суда. Я бы ее, честно говоря, в кабинете каждого юриста прибил к стене большими буквами: «А кто нам запрещает сегодня быть умнее, чем вчера»?
Даже возразить нечего. Читал бы не отрываясь!
Но это тот редкий случай, когда не мы неправильно истолковали законодательство в свою пользу (что бывает нередко), а когда государственный орган направил нас по определенному пути. А потом путь изменился самым резким и неожиданным образом.
Какие выводы из этого следуют?
Прежде всего, оптимизация налогов – это динамическая система. Чтобы ее успешно строить нужно искать, прежде всего, тенденции.
И здесь есть одна подсказка, которая нам очень сильно помогает. Речь идет об анализе мировых тенденций.
То, что мы проходим сейчас по тому же дроблению, то, что мы проходим по трансфертному ценообразованию, весь мир проходил уже давно. И, изучая западный опыт борьбы с этими явлениями, получаем достаточно четкую картину того «а что будет с нами завтра».
Конечно этот метод далеко не единственный. Отслеживаются и научные дискуссии, и перепады судебной практики, и наработки информационных технологий и многое другое.
Главное в этом вопросе – не останавливаться.