Найти тему
Миша Лаовай

Самый провальный бизнес в Китае. Крах вело-империи

Оглавление

Есть у китайцев такая черта: если кто-то предложил с виду классную идею, которая ещё и начинает работать на деле, то исполнители в лепёшку расшибутся, чтобы развить её до успеха не меньше, чем вселенского масштаба. Так они делают с крутыми идеями, позаимствованными с запада, и так поступили с довольно безобидным начинанием по введению прокатных велосипедов в городах. К чему это привело? Смотрите.

Выглядит так, будто любуешься бескрайними полями, засеянными...велосипедами
Выглядит так, будто любуешься бескрайними полями, засеянными...велосипедами

Началась история этого бизнеса очень красиво. Многие, кто интересуется городским общественным транспортом, знают о "последней миле" – это расстояние от дома до метро или остановки другого вида транспорта.

Так вот самый удобный способ преодолевать эти расстояния – велосипед. Правда, для того, чтобы обзавестись личным байком, надо потратиться, а ещё найти место под парковку, ну и каждый день молиться о том, чтобы его не украли (увы, знаком с этим на собственном опыте). Другое дело – городской велопрокат. С появлением QR-кодов в жизни китайцев любые услуги стало получать проще, в том числе и брать прокатные велосипеды. Никаких больше карточек – отсканировал код и поехал. А оплата по факту через приложение – удобно! 

Так уже довольно давно работает городской велопрокат в Ханчжоу, здесь была сделана одна из первых систем проката, которая спустя время так и остаётся основной. 

На ночь велосипеды часто увозят на диагностику, так что они почти всегда в хорошем состоянии
На ночь велосипеды часто увозят на диагностику, так что они почти всегда в хорошем состоянии

Но вот незадача. Оказалось, люди настолько ленивы, что идти до вело-станции им неудобно. Тогда китайцы решили последовать за ленью горожан и начали разрабатывать прокатные велосипеды с замком, установленным прямо на заднем колесе, и GPS-датчиком для лёгкого обнаружения байка по приложению.

Вид сзади: замок защёлкивается вручную, а открывается автоматически, после сканирования QR-кода
Вид сзади: замок защёлкивается вручную, а открывается автоматически, после сканирования QR-кода

Первой компанией, занявшейся этим, был Ofo. Их жёлтые велосипеды стали легко узнаваемыми маркерами того, что сегодня до метро ты доедешь за 3 минуты, а не за 10. Потом добавился Mobike. Я предпочитал их велосипеды из-за внешнего вида, внушавшего больше доверия. Дизайнеры этой компании как-то больше запарились с оформлением. А дальше всё пошло само: через пару лет после стартапа Ofo улицы заполонили разноцветные байки разных производителей.

Вроде бы – всё круто? В Пекине было очень удобно брать эти велики на любом углу, стало даже лень просто до магазина пешком дойти (хотя вообще-то в пекинскую жару это то ещё приключение). Но со временем все стали понимать, что назревает проблема...

-4
-5

Такие завалы на тротуарах, у метро, под эстакадами становились обычным явлением. Велосипеды быстро ломались из-за частого использования и неаккуратного обращения и по итогу копились на улицах никому не нужные. Многие их присваивали: просто ломали замок и вешали свой, навесной. В итоге рабочий велосипед найти становилось всё сложнее и постепенно все стали требовать возврата залога за их использование (1900 рублей). При этом очередь на возврат росла изо дня в день и, как пишут сами китайцы, в один день составляла аж 3 млн человек!

Проблема действительно достигла уровня бедствия. Местные власти пытались разными способами с этим безобразием бороться: ввели запрет на езду в парках, на тротуарах и внутри жилых комплексов. Затем обязали сами компании следить за порядком около станций метро и других местах скопления их велосипедов. Но ничто, увы, не помогало. Дошло до того, что велосипеды стали находить даже в реках, вылавливая их из воды десятками...

-6

Почему так вышло?

Всё из-за жадности и недальновидности компаний. Не разобравшись с вопросом парковки в городе, они заказывали всё больше и больше новых партий велосипедов. Оказалось, что дешевле производить и выпускать новые, чем ремонтировать испорченные, потому что необходимой инфраструктуры для ремонта создано не было. Так что нерабочие велосипеды тут же отправлялись на свалку, или ещё куда-нибудь. Например, в реку.

Вчера гулял по чайным планиациям в Ханчжоу. И даже там до сих пор можно найти "останки" велосипедов Ofo...
Вчера гулял по чайным планиациям в Ханчжоу. И даже там до сих пор можно найти "останки" велосипедов Ofo...

В общем, всё пришло к тому, что в городах образовывались огромные "кладбища велосипедов", хотя и по тротуарам из-за припаркованных байков было не пройти. Волна возмущения всё росла и, наконец, захлестнула Ofo с головой вслед за остальными более мелкими компаниями. С того времени остался в игре только Mobike, выкупленный Алибабой.

В чём состояла идея бизнеса?

А вот это самое интересное. Не секрет, что на городском велопрокате денег не заработаешь. Стоимость часовой поездки – 1 юань (10 рублей). Абонемент на 3 месяца безлимитных поездок – 50 юаней (500 рублей). Это суммы совершенно не позволяющие подобному бизнесу выжить, но всё было задумано не просто так. Компании зарабатывали продажей личных данных пользователей третьим лицам: можно было узнать куда человек каждый день ездит, как часто бывает в том или ином торговом комплексе и, в зависимости от этого, давать ему таргетированную рекламу каких-либо услуг. Применений данным можно найти множество и деньги за это получать немалые. Нередко бизнес так и работает не только в Китае, но и в России.

-8

Так закончилась история, начавшаяся с полезной идеи и завершившаяся хуже некуда. До сих пор неизвестно, что делать с тоннами велосипедного мусора, собранного в разных углах Китая. Зато история эта будет поучительна и для всего остального мира.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ: