Есть у китайцев такая черта: если кто-то предложил с виду классную идею, которая ещё и начинает работать на деле, то исполнители в лепёшку расшибутся, чтобы развить её до успеха не меньше, чем вселенского масштаба. Так они делают с крутыми идеями, позаимствованными с запада, и так поступили с довольно безобидным начинанием по введению прокатных велосипедов в городах. К чему это привело? Смотрите.
Началась история этого бизнеса очень красиво. Многие, кто интересуется городским общественным транспортом, знают о "последней миле" – это расстояние от дома до метро или остановки другого вида транспорта.
Так вот самый удобный способ преодолевать эти расстояния – велосипед. Правда, для того, чтобы обзавестись личным байком, надо потратиться, а ещё найти место под парковку, ну и каждый день молиться о том, чтобы его не украли (увы, знаком с этим на собственном опыте). Другое дело – городской велопрокат. С появлением QR-кодов в жизни китайцев любые услуги стало получать проще, в том числе и брать прокатные велосипеды. Никаких больше карточек – отсканировал код и поехал. А оплата по факту через приложение – удобно!
Так уже довольно давно работает городской велопрокат в Ханчжоу, здесь была сделана одна из первых систем проката, которая спустя время так и остаётся основной.
Но вот незадача. Оказалось, люди настолько ленивы, что идти до вело-станции им неудобно. Тогда китайцы решили последовать за ленью горожан и начали разрабатывать прокатные велосипеды с замком, установленным прямо на заднем колесе, и GPS-датчиком для лёгкого обнаружения байка по приложению.
Первой компанией, занявшейся этим, был Ofo. Их жёлтые велосипеды стали легко узнаваемыми маркерами того, что сегодня до метро ты доедешь за 3 минуты, а не за 10. Потом добавился Mobike. Я предпочитал их велосипеды из-за внешнего вида, внушавшего больше доверия. Дизайнеры этой компании как-то больше запарились с оформлением. А дальше всё пошло само: через пару лет после стартапа Ofo улицы заполонили разноцветные байки разных производителей.
Вроде бы – всё круто? В Пекине было очень удобно брать эти велики на любом углу, стало даже лень просто до магазина пешком дойти (хотя вообще-то в пекинскую жару это то ещё приключение). Но со временем все стали понимать, что назревает проблема...
Такие завалы на тротуарах, у метро, под эстакадами становились обычным явлением. Велосипеды быстро ломались из-за частого использования и неаккуратного обращения и по итогу копились на улицах никому не нужные. Многие их присваивали: просто ломали замок и вешали свой, навесной. В итоге рабочий велосипед найти становилось всё сложнее и постепенно все стали требовать возврата залога за их использование (1900 рублей). При этом очередь на возврат росла изо дня в день и, как пишут сами китайцы, в один день составляла аж 3 млн человек!
Проблема действительно достигла уровня бедствия. Местные власти пытались разными способами с этим безобразием бороться: ввели запрет на езду в парках, на тротуарах и внутри жилых комплексов. Затем обязали сами компании следить за порядком около станций метро и других местах скопления их велосипедов. Но ничто, увы, не помогало. Дошло до того, что велосипеды стали находить даже в реках, вылавливая их из воды десятками...
Почему так вышло?
Всё из-за жадности и недальновидности компаний. Не разобравшись с вопросом парковки в городе, они заказывали всё больше и больше новых партий велосипедов. Оказалось, что дешевле производить и выпускать новые, чем ремонтировать испорченные, потому что необходимой инфраструктуры для ремонта создано не было. Так что нерабочие велосипеды тут же отправлялись на свалку, или ещё куда-нибудь. Например, в реку.
В общем, всё пришло к тому, что в городах образовывались огромные "кладбища велосипедов", хотя и по тротуарам из-за припаркованных байков было не пройти. Волна возмущения всё росла и, наконец, захлестнула Ofo с головой вслед за остальными более мелкими компаниями. С того времени остался в игре только Mobike, выкупленный Алибабой.
В чём состояла идея бизнеса?
А вот это самое интересное. Не секрет, что на городском велопрокате денег не заработаешь. Стоимость часовой поездки – 1 юань (10 рублей). Абонемент на 3 месяца безлимитных поездок – 50 юаней (500 рублей). Это суммы совершенно не позволяющие подобному бизнесу выжить, но всё было задумано не просто так. Компании зарабатывали продажей личных данных пользователей третьим лицам: можно было узнать куда человек каждый день ездит, как часто бывает в том или ином торговом комплексе и, в зависимости от этого, давать ему таргетированную рекламу каких-либо услуг. Применений данным можно найти множество и деньги за это получать немалые. Нередко бизнес так и работает не только в Китае, но и в России.
Так закончилась история, начавшаяся с полезной идеи и завершившаяся хуже некуда. До сих пор неизвестно, что делать с тоннами велосипедного мусора, собранного в разных углах Китая. Зато история эта будет поучительна и для всего остального мира.
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ: