Найти тему
#книгобзор

Мода на киновселенные

Оглавление

Прошло одиннадцать лет с тех пор, как в прокат вышел "Железный человек" Джона Фавро. Этот фильм разделил современность на До и После. До его релиза фильмы о супергероях были разрозненными и редко пересекались с другими. А После у студии Марвел появилась уйма подражателей, которым пока не удалось повторить успех Киновселенной Марвел...

На сегодняшний день КВМ это самая большая, самая продуманная и самая популярная киновселенная среди появляющихся вновь и вновь конкурентов. Совместный проект DC и Warner Bros. лихорадит, кидает из стороны в сторону. О киновселенной Universal, фильмы которой основаны на классических ужастиках, мало что слышно. Sony покусилась сразу на две масштабные франшизы: первоисточник первой — комиксы издательства Valiant, а вторая основана на мифологии комиксов о Человеке-Пауке, но без самого дружелюбного соседа.

На этой волне эстафету подхватили и отечественные киноделы. Небезызвестный Сарик Андреасян громогласно заявлял о планах на расширение вселенной своих "Защитников", вышедших два года назад, и уже на следующий день после релиза разнесённых в пух и прах и критиками, и зрителями, и блогерами.

-2

На порядок удачнее выступила короткометражка "Майор Гром", основанная на комиксах издательства Bubble. Причём экранизацией занимались без посредников, создав для этой цели киноподразделение. Короткометражка официально стала первым фильмом в киновселенной отечественных комиксов, и одновременно приквелом к первому полному метру.

И пока на Западе кинобоссы выкупают права на экранизации популярных комиксов и манг, а в России так и не вышел полный метр "Майора Грома", я порассуждаю, что ещё в отечественной культуре имеет потенциал стать добротной кинематографической вселенной.

Русский "Жюль Верн"

Александр Беляев один из самых популярных советских фантастов и один из трёх писателей-провидцев с наибольшим количеством "предсказаний". Моё знакомство с автором началась с "Человека-Амфибии". В то время я плотно сидел на комиксах и мало интересовался книгами. Как вдруг мне в руки попадает вышеназванный роман. Уже само название вызывает ассоциацию с супергероикой, и я подумал: А почему бы и нет?

-3

История Ихтиандра и в самом деле имеет черты супергеройства, но при этом сюжет и конфликт с антагонистом не раздувается до глобально-планетарного масштаба, а злодей не посягает на общемировое господство. История достаточно личная и приземлённая, очень человечная.

И это только одно из более, чем 70-и произведений: рассказов, романов, повестей — которые основаны на научно-фантастических допущениях, вполне объяснимых с научной точки зрениях, а во многих случаях уже реализованных в наши дни. Разумеется, далеко не все они обладают супергеройскими чертами, но это не делает эти истории хуже, а наоборот — выгодно их выделяет на фоне блокбастеров.

"Человек-Амфибия", "Голова профессора Доуэля" и "Ариэль" уже получали свои экранизации, и те стали классикой советской кинофантастики, но новому поколению, как правило, старые фильмы не интересны. Не потому что они плохие, а потому что они старые.

Новые экранизации со свежими взглядами на конфликты будут достойным вкладом, если не в мировой, то в отечественный кинематограф точно. Конечно, при условии, что они будут качественно сделаны.

Немножко постапокалипсиса

Аналогичная кинематографу ситуация происходит в литературе -- издатели отдают предпочтения серийным проектам, аудитория которых гарантировано обеспечит продажи. Всем нам хорошо знакомы "S.T.A.L.K.E.R." или "Кремль 2222", но куда интереснее, лично мне, было следить за развитием "Вселенной Метро 2033".

-4

Пока из "Сталкера" сцеживают последние капли, "Метро" продолжает держаться на плаву, оставаясь одним из самых популярных межавторских проектов. Во многом, конечно, из-за успеха оригинального романа, который всё никак не обзаведётся достойной экранизацией. В основе каждого романа лежит концепция путешествия: герои выходят из пунта А и идёт в пункт Б. Вокруг этого вертится сюжет, и это же позволяет закрашивать белые пятна на карте постъядерного мира.

Но не смотря на общую концепцию, романы и образуемые ими подсерии зачастую оказываются совершенно непохожими друг на друга. И я был бы не против увидеть прочитанные когда-то истории на большом экране. Я бы совершенно точно не упустил возможность взглянуть на экранное воплощение Томского и его разборки с гэмэчелами, приключения саама Нанаса в северных широтах или погоню Пошты за перфокартой по степям Крыма.

При этом роль глобальной угрозы, которая будет связывать фильмы сквозным сюжет, может выполнять любая крупная напасть: от нового вида мутантов или эпидемии из оригинальных романов до закончившихся еды, воды, фильтров или разрушения туннелей метро. В рамках этой же киновселенной, сюжеты многих книг, которые стоят в стороне от глобальных событий проекта, могли бы стать сериалами.

Стоит упомянуть и критику проекта. Мол, многое показано не реалистично: метро бы затопило, люди бы умерли от радиации, ни о каких мутациях не должно идти и речи. Опустим тот факт, что в адрес приключенческой фантастики эти аргументы бессмысленны. Скажу лучше о том, что все "косяки" можно было бы исправить, сгладить или обыграть при производстве фильмов, таким образом сделал фильмы ближе к реальности, чем первоисточники. Работа над ошибками, так сказать. И нет — мутантов убирать не надо.

(Не)Реальная история

Затронем ещё одну межавторскую серию, но куда более уникальную — проект "Этногенез". Разные исторические эпохи, разные жанры и истории, которые в конечном итоге собираются в одну большую картину — это ли не новая и оригинальная киновселенная?

-5

Хотите морских приключений? Пожалуйста, вот вам роман о пиратах. Интересуетесь гражданской войной? Получите-распишитесь, ваша "Революция". Для любителей космической фантастики есть "Сомнамбула", а тем, кто предпочитает настоящее время или недалёкое будущее, понравится "Маруся".

Проект настолько разносторонний, что я растерялся, впервые взглянув на количество книг. И то интересно, и это, и вон то хочу. Так что разгуляться здесь есть где, а продуманная внутренняя мифология и наличие околомагических артефактов ещё никому не вредили. Вспомните, хотя бы старый мульт про Джеки Чана, драконов и двенадцать талисманов.

Иная вселенная

Грех обходить стороной и дозорную вселенную Лукьяненко. Если честно, я не читал оригинал. Ни одну книгу. До недавнего времени моё знакомство с "Дозорами" ограничивалось только дилогией фильмов. Зато я читал "Школьный надзор", книга из межавторского проекта по мотивам.

-6

Что мне понравилось, так это крепкая связь спин-оффов с оригинальной серией книг, вплоть до гостевых персонажей или участия в основных событиях. Во многом это заслуга самого Лукьяненко, иногда выступающего как соавтор. И это играет только на руку потенциальным создателям потенциальных картин.

Пока одна команда будет работать над основной линей Городецкого, другие команды могут заниматься спин-оффами, дополняющими мир и заполняющими пробелы. И ничто не помешает персонажам разных фильмов периодически появляться в картинах друг друга. Всё уже придумано и связано — осталось перенести на экран.

Только фэнтези, только фольклор!

Помимо всего прочего я фанатею от русских сказок и былин. Это же золотая жила, ребята!

Из трёх богатырей может выйти долгоиграющая франшиза, похлеще Мстителей. Да, уже есть анимационная серия, но как по мне это не самый подходящий формат для древнерусских борцов с супостатами. Мульты подпортили Илье, Алёше и Добрыне репутацию, и богатырей необходимо реабилитировать, вернув им статус примера для подражания.

-7

Из этих историй может получиться добротное фэнтези, или исторический боевик, если переосмыслить фольклор в реалистическом ключе. В любом случае кино получится героичное, в меру эпичное, а связав их в единую вселенную, киноделы получал безграничное количество сюжетных ходов. Ведь помимо Трёх богатырей есть ещё с полсотни малоизвестных, но не менее интересных былинных персонажей.

На самом деле потенциальных киновселенных огромное количество. Я лишь выделил те, которые хочется когда-нибудь увидеть лично мне. Да что там, я бы не отказался и принять участие в реализации одной из них. Кто знает, может и поучаствую. А пока пойду перечитаю оригиналы, посмотрю в который раз "Человека-Амфибию" да продолжу свои литературные изыскания.

Если вам понравился материал, не забудьте поставить лайк.
Если вы с чем-то не согласны, оставляйте комментарии, буду рад узнать ваше мнение.
Если вы хотите и дальше встречать в ленте Дзена интересные тексты, подпишитесь на канал, чтобы их не пропустить.

P.S. Кстати, делитесь в комментариях, какие ещё произведения могли бы стать хорошими киновселенными. Уверен, что упустил из внимания немало действительно стоящих вещей (чур, свои проекты не предлагать :D)