Найти тему
Synthetic Literrorism

Какие тайны скрывают мыши?

Оглавление
Коробка красноречиво показывает, что ждёт нас внутри
Коробка красноречиво показывает, что ждёт нас внутри

«О мышах и тайнах» пробуждает полузабытые воспоминания. В моём случае это был мультсериал про аббатство Рэдволл. Добрые мыши, злые крысы и цель, ради которой милые маленькие герои с хвостом проливают кровь.

Тематику приключений мышей активно эксплуатируют геймдизайнеры в последние 2-3 года. Из последнего — настольная ролевая игра «Мышиная Стража». Кажется, люди вспомнили, что маленькие млекопитающие с хвостом выглядят мило: им хочется сопереживать, их роль хочется примерить себя.

Добро пожаловать в сказку

— Пап, не уходи! Ветер снаружи так страшно воет, посиди со мной, расскажи сказку.
— Сказку, вот как? — приподнял бровь Даз. — И какую же сказку ты хочешь услышать?
— Расскажи мне про храброго принца Коллина и Королевство людей!
— Ладно, мышонок, — вздохнул он. — Так и быть. Устраивайся поудобнее, закрывай глазки, и я начну. — Его голос постепенно становился напевным, размеренным, усыпляющим…
Крысы атакуют!
Крысы атакуют!

Сюжет книги сценариев «Горесть и поминовение» рассказывает о приключениях принца Коллина, борющегося с мачехой — королевой Ванестрой. Ванестра узурпирует власть и хочет начать войну с эльфами чужими руками. Коллин вместе друзьями попадают в тюрьму, где придворный волшебник Магикус обращает их (и себя) в мышей. Так героям удаётся сбежать и отправиться в опасный путь, чтобы остановить Ванестру.

Сюжетная часть игры прописана хорошо, хоть и смотрится несколько нелогично. Например, герои сразу же начинают ругаться по-мышиному. «Муть кошачья, носы под хвосты» и другой слэнг выглядят немного странно, если учесть, что герои всю жизнь были людьми. Скорее это создаёт атмосферу, позволяет игрокам быстрее начать ассоциировать себя с мышками на столе.

Мышегуб охотится и на крыс: для кота возня едина, будь она мышиной или крысиной
Мышегуб охотится и на крыс: для кота возня едина, будь она мышиной или крысиной

Сюжеты миссий часто подбрасывают испытания. Например, в первой главе, когда мыши пытаются достичь корней старого дуба, на них начинает охотиться подслеповатая ворона. Ей очень хочется кушать, поэтому птица не сильно разборчива в выборе жертв — достаётся и крысам.

Дополнительные правила локаций, специальные предметы и квестовые оппоненты делают игру разнообразнее, помогают выйти за пределы «сырной механики», подробнее о которой расскажем ниже.

Dungeon Crawler с завязкой на сыр

С первого взгляда не скажешь, что это ужасный круг рока
С первого взгляда не скажешь, что это ужасный круг рока

По жанру игру можно определить, как Dungeon Crawler. То есть, герои исследуют локацию, побеждают всяких там врагов и очень хотят найти каких-нибудь предметов. «О мышах и тайнах» отличается от типичных представителей жанра рядом механик, главная из которых — сыр.

При броске на атаку и защиту, кости могут упасть гранью с сыром. Игрок должен взять себе столько кусочков лакомства, сколько кубиков показало такое значение. Сыр нужен для использования способностей и получения новых навыков. Выкинуть сыр для игрока не всегда хорошо: это означает, он не попал во врага и не защитился от его атаки. Гораздо хуже, когда сыр выбрасывают враги. В тех случаях он попадает на специальный круг, и стоит ему заполниться, как происходит ряд неприятных вещей.

Мерзкие негодники и лапочки-заюшки в одном флаконе
Мерзкие негодники и лапочки-заюшки в одном флаконе

Во-первых, начинается испытание. Это означает, что в локации появляются дополнительные враги, среди них большие или квестовые. Чтобы перейти на другой фрагмент поля, нужно очистить каждую локацию.

Во-вторых, так игра приближается к концу. Механика «О мышах и тайнах» подразумевает определённое количество страниц на каждую главу. Каждый заполненный круг, поимка мыши или особые действия перелистывают страницу. Если глава закончится раньше, чем мыши выполнят условия победы, игроки проигрывают.

Подготовка к партии завершена, играем пятую главу
Подготовка к партии завершена, играем пятую главу

Эта простая механика — главный источник драйва. Кажется, что здесь царит полный рандом, но вероятность выпадения сыра на кубике такая же, как и на любой другой грани. Ближе к середине партии игроки начинают бороться за каждый кусочек на злополучном круге, иначе конец неминуем.

— Какого чёрта ты опять выкинул сыр?! Ты за крыс что ли играешь?! В следующий раз за врагов будет бросать кто-то другой!!!
Типичная игровая ситуация

Есть и другие способы пополнения сыра на часах. Так прожорливые тараканы отъедают его у игроков, а правила в локациях могут быстро форсировать счётчик.

Мыши и сами неплохо манипулируют с сыром, но уже на пользу команде. Ненужный свеженайденный предмет можно сразу обменять на кусок лакомства, а мышонок Стыр умеет забирать сыр из адского круга при победе над крысой.

Джерри Хоторн — главный настольный сказочник

Сказка — ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
Александр Пушкин — «Сказка о золотом петушке»

Игры Джерри Хоторна выделяются сильным сюжетным компонентом. Его сценарии складываются в цельную фантастическую историю. Из-за этого ряд игроков называет работы Хоторна детскими. Однако они забывают о том, что между простотой игрового процесса и простотой освоения правил лежит огромная пропасть.

Это одна из главных ошибок тех, кто покупает «О мышах и тайнах». Наверное, мы просто стали забывать о том, что многие сказки имеют мало общего с детством.

Aftermath — настольная игра Хоторна про постапокалиптических мышей, выйдет в 2019
Aftermath — настольная игра Хоторна про постапокалиптических мышей, выйдет в 2019

Идея мышей не отпускает Хоторна, поэтому в 2019 году мы увидим постапокалиптическую игру о них, хомяке и другой живности. Звери будут бороться за выживание, драться с рейдерами и развивать свою колонию.

Кроме серии про мышей, Джерри известен как автор «Команавтов» и «Плюшевых сказок». Его игры различаются по жанру, так что в облике очередной сказки можно найти, например, полноценный варгейм, как это случилось с «О хвостах и перьях».

Мнение

Общественное мнение – это мнение тех, кого не спрашивают.
Брюс Уиллис

Очень жаль, что издатель сэкономил на качестве игрового поля и коробки. Хоть они и лаковые-приятные, но легко царапаются. Не знаю, сколько продержится мой комплект, но спустя 10 партий, на нём видны некоторые потёртости. Думаю, существенно больше их не станет.

А вот миниатюры наоборот выше всяких похвал. Это приятные и детализированные фигурки, которые так и просятся в покрас. Мне нравятся кубики и не вызывают отторжения карточки. Жетоны наоборот, как и поле, быстро теряют «товарный вид», но кажется, что в состоянии лёгкой потёртости они продержатся ещё долгие годы. Было бы лучше, если бы игра стоила на пару тысяч дороже, но компоненты исполнены качественнее.

Подставка снизу даёт понять, что эти крысы — лучники
Подставка снизу даёт понять, что эти крысы — лучники

«О мышах и тайнах» — кооператив. И если за всех начинает решать один игрок или кто-то наоборот думает только о себе, это рушит партию. Договариваться нужно ещё на этапе выбора персонажей: никто не любит брать Тильду-целителя, а в подземелье без хила делать нечего. Скажу больше: доступный всем скилл «Первая помощь» за шесть партий не взял никто.

Хуже всего, когда в партии оказываются лишние люди. Те самые, которые втыкают в телефон и не следят за тем, что происходит. Их уныние заражает эту динамичную игру.

Коты становятся такими, если их не гладить
Коты становятся такими, если их не гладить

Игру сложно назвать простой. Время от времени приходится лезть в правила, читать вординг, спорить за линию видимости. Все мои однопартийцы имеют опыт в Warhammer 40k, и некоторых из них патологически тянет «мутить комбы»: игра это позволяет.

Не всем заходит сеттинг. Здесь есть некая рыцарская романтика, дружба и архетипичность, но мыши с булавками наперевес — это не киборги, гангстеры или космические десантники.

«О мышах и тайнах» — стильная сказка для взрослых игроков. Дошколёнку будет сложно освоить игру, а детям постарше такая атмосфера может не понравиться.

Оценка: 7/10