Многие удивляются, почему такое название имеет мой универмаг? Все очень просто! Он называется "Энергетик" не от недостатка фантазии, как многие считают, а от того, что он принадлежит ОРСу Старо-Бешевской ГРЭС. Значит, его первая задача - обеспечить работников ГРЭС товарами народного потребления. И ОРС расшифровывается как отдел рабочего снабжения. ГРЭС - это электростанция, а отсюда и название "Энергетик". Не мною это название придумано и, насколько я знаю, каждый поселок энергетиков имеет свой универмаг "Энергетик" По другому называть не принято. И меня это не волнует.
А волнует меня сейчас совсем другое. Это сверхнормативные остатки товаров. Они у нас огромные! Остатки товаров превышают лимит в три!!! раза! Это столько у нас залежалого товара. И, главное, с этим бороться в нынешних условиях невозможно! На каждый год заключаются договоры с поставщиками. Это оптовые базы: "Взуття", "Одежда", "Укроптгалантерея", "Укроптхозторг" и другие. От суммы договоров зависит и процент товаров повышенного спроса, так называемого, дефицита. Затем, в течение года, поставщики строго следят за выборкой фондов. Не выбираете сумму - дефицит не получаете! А то, что и рад бы выбрать, но нечего брать, это поставщиков не волнует. Берите, что есть! Не хотите - не надо! Но, и дефицита не получите. И вот, чтобы получить на тысячу рублей товаров повышенного спроса, берешь на десять тысяч хлама, которого и так в универмаге достаточно. Не брать? А как же тогда план товарооборота выполнять? А нет плана - нет и премий! Что же делать? Я пробовала к заместителю начальника ОРСа Виктору Петровичу Гришко поприставать с этим вопросом, но он отмахнулся:
- Ничего не надо делать! Выбирайте фонды и выполняйте план!
- Но, ведь залежалых товаров много! Их уже и хранить негде! - пыталась возразить я.
- Уценку сделаем, сдадите часть самого старого товара в магазин уцененных товаров, - ответил он.
А я все равно не могу понять: ну, почему это так? Почему я не могу отбирать товар только тот, что пользуется спросом, тот, что нужен покупателям? Зачем вообще выпускать товар, который никому не нужен? Почему, например, Донецкая трикотажная фабрика 10% ночнушек выпускает приятной расцветки, а остальные 90% - грязно-темно-серо-бурых цветов? Чего не хватает? Сырья, фантазии или желания? Пока не нахожу ответа.
Это мой главный и больной вопрос. Есть еще не менее важный для меня. Он связан с, так называемым, припрятыванием товара. Что это такое? Допустим, получает универмаг товар повышенного спроса и часть его не выбрасывает в продажу, а оставляет в подсобных помещениях и оттуда продает работникам и их знакомым. Такое можно встретить везде. В народе это называется "торговать из-под прилавка". С одной стороны, можно понять, продавец продает, например, махровые полотенца, и, конечно, хочет купить и себе. И не только себе, но и брату, свату и т.д. Поэтому, оставляет товар в подсобке. Сразу денег может не оказаться, значит, до зарплаты лежат эти полотенца. Все понятно!
Но, это НАРУШЕНИЕ правил Советской торговли и я, наверное, в силу своей молодости и неопытности, строго слежу за тем, чтобы все СРАЗУ ЖЕ выставлялось в продажу. И то, что руководство ОРСА, торговый отдел и бухгалтерия ногами топают и кричат: "Без нас товар в продажу не выбрасывать?" я пропускаю мимо ушей. Не положено! Надо сразу в продажу!
Но это не нравится руководству ОРСа! И понятно почему. Им тоже много чего надо! И друзья-товарищи у них есть, которым тоже надо. И, как не трудно догадаться, недовольных моей работой много. А тут еще всевозможные проверяющие! Дня не проходит без проверок на предмет припрятывания товаров! Поначалу я их сопровождала, смотрела как они "шуруют" по подсобным помещениям. Их методы меня не только удивляют, но и унижают. Они ищут припрятанный товар даже в ящиках и коробках за ненарушенной упаковкой производителя! Но, главное, любая проверка начиналась с беседы в моем кабинете. Они рассказывали, что у них есть сын (дочь, брат, сват) которому позарез нужен свитер (пальто, плащ или еще что-то там). И, конечно, с недоверием относились к моим словам, что все имеющиеся есть в продаже. А после продолжительных поисков они всегда что-либо находили. И неважно, если это "что-либо" оказалось обычным залежалым товаром, которого по каким-то причинам не оказалось в торговом зале.
"Приговор", как всегда строгий, в акте указывалось: "имеет место припрятывание товаров". А однажды было целое дело! Я купила себе белый плащ из водоотталкивающей ткани. Хорошенько примерив дома, решила, что мне надо на размер больше. Хорошо, что в продаже есть все размеры! Придя на работу на следующий день, я вернула в отдел свой плащ и попросила заменить на больший, и тут же уехала в Донецк на отборку товаров. Вечером вернулась, а в отделе паника! Их сегодня проверял ОБХССник Москатов и обнаружил в подсобке плащ на упаковке которого было написано мое имя и отчество. Доводы продавцов, что точно такой же плащ имеется в продаже, в расчет не брались. Опять припрятывание товара! Что делать?
Заведующая хозяйственным магазином Нина Владимировна Лучкина говорит: "А у меня таких проблем не бывает! Ко мне приходят, а я им сразу импортный стиральный порошок "Дарья" предлагаю. Всегда его держу, в продажу никогда не выбрасываю. Или посуду какую-либо красивую. Они с благодарностью покупают и счастливые уходят. И никаких актов! И ты так делай, если хочешь жить спокойно".
Что сказать на это? Неужели и мне придётся делать так?