О Зоопарке в 50-е - здесь.
В гостях у сказки
Благодаря рекламе у Зоопарка было все больше гостей. На магистралях столицы были развешаны «стеклянные этикетки» и плакаты. Тогда даже в Москве было мало развлечений. Поэтому посещаемость была «запредельной» - около 2,5 млн. человек в год.
В хорошие летние дни на территории единовременно собиралось более 30 тыс. человек! Заработали стационарные палатки и кафе, автоматы с газированной водой, киоски с мороженым. Повсюду можно было купить книги, игрушки и сувениры.
Сотрудники читали лекции как в Зоопарке, так и на выездах: в клубах, парках, домах культуры, школах, библиотеках, заводах. Оживилась научная деятельность: наблюдения за размножением квакш, мандаринок, красных волков и многих других.
Латая дыры
К сожалению, за год до столетия Зоопарк все еще находился в «катастрофическом положении».
«Неприведение» Московского зоопарка в порядок имело четкую систему. Как только он снова приходил в «катастрофическое положение», отдавался приказ о рассмотрении «выделения большой территории». И каждый раз - если предполагается грандиозное строительство, то сейчас ограничимся косметическим ремонтом.
К 1963 году перечень невыполненных обязательств переполнился. Заморозилось строительство Обезьянника, Страусятника, Жирафника. Так и не началось переоборудование электропитания, теплофикации, телефонии, водостоков, водопровода - и даже ограждения территории.
«Вода с фекальными массами»
Неприспособленность помещений ужасно сказывалась на условиях труда рабочих по уходу за животными. «Одежда служащих пропитывается влагой, в помещениях невозможно дышать, дым печей ест глаза … Служащие «Пушного ряда» руками выгребают испражнения животных из засоряющихся стоков …».
Часто нарушалась техника безопасности. К примеру, зимние и летние вольеры были очень далеко друг от друга. Животных приходилось перегонять по посетительским дорожкам, перегороженным стульями, столами, ящиками.
Территория была в антисанитарном состоянии. Маленькие мусоросборники были всегда переполнены. Асфальтирование производилось без учета стокоотводов. При чистке вольер, если они находились выше уровня дорожек, «вода с фекальными массами текла под ноги посетителям».
Трупы и воровство
Большую проблему представляло соседство жилых домов и школ. В особенности это касалось лаборатории, где вскрывались трупы павших животных. Они могли храниться там по нескольку дней.
Будучи отделенными от зоопарка только старым деревянным забором, жители соседних домов и школьники проникали на территорию и наносили серьезный ущерб животным: «били стекла окон конюшни и через образовавшиеся отверстия бросали в стойла зажженные папиросы, горящие спички, осколки стекол, гвозди».
Из-за проломов в заборах «территорией могли пользоваться любые люди, в любое время дня и ночи и с любыми целями». Нередко происходили «хищения рыб, черепах, белок и других мелких животных».
Хватит!
17 января 1964 года состоялось заседание Секции охраны зверей Центрального Совета ВООП. Большинство выступивших высказалось за то, что «в том виде, в каком пришел Зоопарк к своему столетнему юбилею, он оставаться не может и не должен».
С заключительным словом выступил председатель Секции охраны зверей ВООП С.К.Клумов: «Иметь такой зоопарк в Москве – стыдно».
В ближайших планах по исправлению ситуации были:
- организовать озеленение территории Зоопарка, превратив ее в цветущий сад, один из лучших уголков столицы;
- увеличить трудовые отпуска служащих, ухаживающих за дикими животными, работа которых связана с большим риском и может быть квалифицирована как вредная.
Это только несколько примеров - важных и выполнимых.
Итоги века
И в Зоопарке было что спасать! В юбилейном докладе директор И.П. Сосновский подвел итоги столетней работы.
«Коллекция насчитывает около 3 тыс. экземпляров позвоночных животных, представленных 560 видами, и по своему составу может поспорить со многими зарубежными зоопарками».
Научную работу проводили единственные в СССР Лаборатория по изучению болезней диких животных и Лаборатория по изучению кормления диких животных, а также специалисты ветлечебницы.
«За 100 лет на материале Зоопарка выполнено свыше 600 научных работ: по биологии – 92, ветеринарии – 188, акклиматизации – 154, экологии – 35, экспериментальной биологии – 74, гибридизации – 5, зоопсихологии – 7».
В результате многолетней работы было составлено более 500 научно обоснованных кормовых рационов.
Гельминтологами описано более 30 новых видов гельминтов. Изучены такие заболевания, как туберкулез, некробациллез, инфекционный интерит, рожистая инфекция, ряд желудочно-кишечных болезней, опухоли.
Однако недооценка зоопарков властями ряда союзных республик грозила превращением их из научных учреждений в развлекательные.
Бронебойный приказ
1 октября 1966 года по Министерству культуры СССР вышел приказ «О состоянии и мерах улучшения деятельности зоологических парков страны». Его значение невозможно переоценить. Он приравнивал зоопарки к музеям.
Это произошло впервые. Зоопарки перешли на совершенно другой уровень. Комплектование коллекций и научно-просветительная работа должны были приобрести плановость.
Московский зоопарк тем же приказом был утвержден Головным зоологическим парком страны. На него возложили «разработку рекомендаций по перераспределению животных между зоопарками». Это решало вопрос специализации зоопарков на видах, которые размножались именно там.
Что это - спасение или очередная отсрочка? Узнаем в 70-х.
Подписывайтесь - и открывайте тайны Зоопарка каждый день!