Очередное продолжение так называемой "группы статей", связанных с безбилетным проездом в подмосковных пригородных поездах.
Курское направление МЖД и о безбилетном проезде там
Павелецкое направление МЖД и о безбилетном проезде там
В этой статье пойдёт речь о Киевском направлении (конкретно - участок Москва Киевская - Калуга 1).
Общая информация по направлению: контингент, подвижной состав, статистика.
Киевское направление характеризуется наличием значительного количества межрегиональных электричек - до одной Калуги ходит лишь порядка 15 пар пригородных поездов (больше - только до Твери), плюс, ещё несколько штук ходит до Малоярославца. Значительная часть железной дороги на направлении проходит по территории новой Москвы. Однако в той же Москве посчитали не нужным устанавливать единый московский тариф на пригородные перевозки (36 рублей за поездку), оставив зональный, как у жителей Подмосковья.
Также, сколько бы не трубили в СМИ про успехи в массовом строительстве метро, особенно, в западной части города, и сколько бы там не открыли новых станций метро, до сих пор ни одна станция не подведена к платформе пригородных поездов на направлении. Вообще. Хочешь пересесть с электрички на метро без хождений за тридевять земель - будь добр ехать на Киевский вокзал.
Подвижной состав, в подавляющем большинстве своём, обновлён - сейчас на направлении следуют электропоезда в ливрее "Наше Подмосковье", и крайне небольшая часть - старые 6-вагонные электрички (в основном, крайние утренние или ночные рейсы, возможно, с разменом для дальнейшей работы на БМО или участке Калуга - Сухиничи). Раньше проскакивали и электропоезда составностью аж в 14 вагонов (сейчас, как правило, - 11).
Отдельно следуют аэроэкспрессы до аэропорта Внуково. Также, в ту же сторону ходит крайне небольшая часть электричек до старой платформы Аэропорт - 4 пары поездов и только по будням. Для дальнейшего прохода в аэропорт Внуково не годится.
Населённость же в черте Москвы напоминает Павелецкое направление - некоторая часть пассажиров совершает свой вояж именно в электричках за не имением у себя метро - например, в Очаково. В значительной мере заполненность электрички (особенно калужской) зависит от дня недели, так как в Москву съезжается работать и учиться приличное количество жителей Калужской области, в результате чего, где-нибудь в воскресный вечер спустя 1-2 остановки все сидячие места будут разобраны, как горячие пирожки, а сама населённость будет по мере приближения к Киевскому вокзалу будет постепенно подбираться к критической, а установленные кондиционеры - попросту не справляться.
Контингент в поездах ничем особым не выделяется, разве что, быть может, значительным количеством дачников в летний сезон. Серость такого контингента вносит свою лепту и в процент честно оплачивающих проезд - направление является лидером в процентном соотношении, и в 2017 году проезд полностью оплачивали 73.6% пассажиров. Сейчас же, возможно, процент ещё несколько, да подскочил - в связи с регулярными мероприятиями по пресечению безбилетного проезда (об этом немногим ниже).
Контроль оплаты проезда
В стандартном виде на рейсах до Нары и далее, следует 2-4 контролёра, на рейсах до Апрелевки и, изредка, до Крестов может никого и не быть. Пассажиры часто рапортуют о наличии "каждовагонников" - контролёров в каждом вагоне. Также, довольно частыми гостями на направлении являются и контролёры особого назначения (несколько почаще, чем на Курском направлении). И те, и другие любят трясти, как правило, калужские и малоярославские электрички.
Отдельно можно отметить наличие сезонных электричек, которые следуют летом до Малоярославца, а зимой их сокращают до Нары или Апрелевки. В связи с этим, высвободившихся контролёров могут отправить на мороз без компенсаций от работодателя работать на рейсах, следующих по БМО, так что не удивляйтесь, если вы решили совершить зимой вояж по большому кольцу, и к вам на Бекасово подсядут контролёры :)
Если усилений в части контролёров нет, возможно доехать до Калуги с 3-4 перебежками (в пиковых электричках с чрезмерно высокой населённостью, возможно, и 1-2 перебежек хватит), в противном случае, высока вероятность того, что придётся либо оплатить проезд со взысканием сбора, либо оказаться на свежем воздухе на каком-нибудь забытом полустанке.
Меры по пресечению безбилетного проезда.
На направлении, как отмечалось выше, довольно часто совершают визиты контролёры особого назначения и каждовагонники. Помимо этого, присутствуют терминалы предварительной продажи билетов, что для безбилетника означает - хрен тебе, а не "пробейте билет от бескассовой станции". Подобные девайсы имеются даже на БМО (на участке Бекасово - Кресты, так как электрички ходят до Киевского вокзала на равных правах, как и от/до Калуги).
Остановок с наличием турникетов не так уж и много, однако, они есть и в Калужской области - в Малоярославце и Обнинском. Возможно, что из-за их немногочисленности и часты мероприятия по пресечению безбилетного проезда.
Заключение.
Киевское направление является довольно оригинальным в плане расположения - оно располагается, по большей части, в Москве и Калужской области, и минимально - в Московской области, в отличие от всех остальных направлений.
Безбилетный проезд существенно усложнён практически постоянным наличием не в меру контролёров особого назначения и каждовагонниками. В сравнении с Курским, и особенно - с Павелецким направлением, возможность проезда без билета на дальние дистанции (в ту же Калугу) в последнее время осложнена, но, так или иначе, возможна.
В Калуге имеется возможность пересадки на пригородные поезда в сторону Тулы, Вязьмы и Сухиничей (однако, рекомендуется совершать пересадку в Муратовке - некоторые поезда сообщением Москва - Калуга и Калуга - Сухиничи могут не стыковаться по самой Калуге).