Найти тему

Как использовать обратную связь для детей, чтобы не навредить.

В своей статье «Обратная связь, нужна или не нужна?» я разбирался нужна ли обратная связь взрослым. И, пришел к выводу, что она необходима. Но, нужна ли она детям?

Я думаю, что детки многому могут научиться без обратной связи от родителей, так сказать - на собственном опыте. Представьте себе двухгодовалого ребенка, он непрерывно экспериментирует: разливает суп на стол, макает в эту лужу салфетку, вытирает этой салфеткой лицо, подбрасывает фрикадельки и так много раз пока не поймет что к чему или, что надо попробовать по-другому.

Чтобы сократить количество не удачных экспериментов им нужна помощь. Помощью этой, может быть обратная связь. Это тот инструмент с помощью, которого они могли бы прокладывать себе более точный курс. Они делают что-то, получают обратную связь, делают что-то и снова получают обратную связь, и так много раз.

Но как это делать, как сообщать им об их поведении в прошлом, чтобы повлиять на поведение в будущем. На эту тему у меня есть история:

Мой сын приносит мне письмо, которое он написал деду морозу. «Кирилл, в этом письме не хватает важной информации: Кому оно и от кого, надо дописать, а то Дед Мороз не поймет куда везти подарки, да и вообще не поймет – ему ли это письмо» - говорю ему я. Он уходит. Все же правильно – информация о поведении человека в прошлом донесена, и она должна повлиять на его будущий опыт.

Позднее, я застал его за написанием нового письма, предыдущее куда-то делось. Вечером воскресенья, когда я раздавал детям карманные деньги Кирилл вдруг повел себя странно. Отказался от денег, сказал: «мне ничего не нужно, отдай Марку». – Что случилось, Кир? – Ничего. На расспросы не отвечал.

Я только спустя сутки, благодаря помощи жены, разобрался, почему Кирилл расстроился. Оказывается первое письмо он скомкал в расстроенных чувствах и выкинул. В аналогичной ситуации со взрослым, с коллегой, я бы не узнал и не понял, что что-то произошло и, соответственно не смог бы проанализировать свои ошибки, ведь он не показал бы свою обиду, от зарплаты бы, не отказался - «Мне не нужно платить в этом месяце, перечисляйте Наде». А дети, пока не выросли, не могут скрыть своих чувств. Так что же произошло? Я дал обратную связь, но она не стала полезной. И, вероятно повлияла в худшую сторону на его самооценку.

А вот другой, переработанный вариант, который мог бы быть: «Кирилл, я так рад, я горжусь тобой, ты уже сам можешь написать письмо деду морозу, сам перечислил все подарки, которые хочешь получить, молодец, здорово!» Тут я бы взял паузу, дал насладиться похвалой). А потом аккуратно стал бы предлагать свои усовершенствования. «Ты знаешь, я переживаю, что дед мороз может не понять кому везти подарки, что думаешь нужно добавить, чтобы ему было понятно?». «Дед Мороз получает много писем, я бы хотел, чтобы он первым прочитал твое, давай сделаем его более заметным?» Что важно – я не считаю этот прием обратной связи тем, что называют сэндвич с дерьмом: о хорошем, о плохом, снова о хорошем. Тут и дерьма то не было. Я говорил лишь о своем отношении к этой работе, к личности и о том, как можно улучшить результат.

Выходит, что в первый раз я расстроил его своими замечаниями, не оценил его успех, не придал значения его усилиям и достижениям. Нужна такая обратная связь? Не уверен, так как она может быть токсичной для ребенка. Но, второй вариант полезен: он показывает, что я оценил его достижения - точка! Ему приятно от того, что он что-то сделал сам, от того, что отец это видит и положительно к этому относится. Он мотивирован и счастлив. Он хочет сделать еще лучше.

Детям нужна обратная связь, но использовать ее нужно очень осторожно, с большим вниманием к их чувствам.

Другие материалы канала:

Как мы учили младшего пользоваться туалетом

Мама не попугай, сто раз не повторяет