У меня появилось понимание отличия клоунады от словесных юмористических жанров (stand up, improve и пр)
Основная задача в клоунаде находить игру на пути к цели и забирать весь зал за собой в безумие
Шуток нет вообще. Нет задачи пошутить. Как только появляются шутки из головы, это уже иное соединение с публикой, на других энергиях.
Клоун накладывает одну игру на другую, как диджей мелодии и двигает перформанс вперёд. Под играми имею ввиду не аниматорские "штучки" в кругу с мячом. Это больше про соединение с публикой, со своими эмоциями, партнёром, предметом, сценой и происшествиями в данный момент в данном месте. Это некий ритм, его развитие и трансформация в новые действия. Сигналом появления игры служит реакция публики. В идеале смех, но могут быть и слёзы, и вздохи, и вскрики.
Четыре года назад Том Гредор сказал мне "Если ты на сцене в безопасности, твой клоун мёртв".
Его просто не существует в данный момент. Останется актёр в костюме со своими идеями и мыслями. Клоун появится, когда ты будешь страдать на сцене, испытывая реальные эмоции и соединяясь с публикой. Ни пародии, ни иронии, ни самоиронии клоун не знает.
Как ребёнок пытается одеть свой ботинок вам на ногу искренне веря, что это возможно. У него такая цель, чтобы папа обулся и 100% уверенность в успехе.
Игру нужно чувствовать нутром, их очень много вокруг. Она отличается от шутки динамикой и уровнем безумия. Слова создают некоторую ограниченность шуток. Ты идёшь за мыслью, клоун за импульсом. В этом его глупость, которая всегда приводит к неприятностям на сцене. Мы все в синяках на курсе, потому что наши клоуны вечно стараются сделать невозможное: куда-то залезть, что-то поднять.
Мы устроили спонтанные гонки с мотоциклом, тачкой и лошадиной повозкой. Игра родилась сама, она понятная, простая: перегонки. И твоё состояние самое главное в этот момент, ты не на секунду не сомневаешься, что победишь. Мысли, что мотоцикл явно быстрей нет. Только полная вовлечённость и наполненость энергией.
Сплошной fuckup
Вся сложность этого жанра в переключении мозгов. Ты сам создаёшь себе кучу проблем неумышленно. Они приходят сами, а ты, выкорабкиваясь, создаёшь ещё больше.
Женин клоун, уходя со сцены сделал поклон, и на лицо упала ткань от шляпы, закрыв полностью обзор (игра костюма)
Дашин клоун, в порыве отказа от водной битвы, выбросил бутылку в окно следуя импульсу и попав в ритм действия (игра пространства)
Постирушки колготок Лериного клоуна и удары ведром по полу, в конце концов привели к падению ведра с водой (игра предмета)
Все эти примеры родились сами, без задумок из головы, и их дальше нужно развивать, двигать, менять ритм.