С самого начала самолетостроения основным органом управления самолетом считается штурвал. От штурвала через фюзеляж самолета идут тяги к рулевым поверхностям. Так было до сравнительно недавнего времени.
Советский ТУ 154 управлялся именно так. Как и во многом другом военная промышленность - двигатель прогресса. При разработке американских военных истребителей кресло пилота было спроектировано под углом, что решало многие задачи, но сделало неудобным управление штурвалом, поэтому на смену штурвалу пришел сайдстик - джойстик расположенный справа от пилота.
К тому времени рулевые поверхности военных самолетов уже управлялись гидравликой, поэтому больших усилий при управлении не требовалось.
Позже сайдстик перекочевал в гражданскую авиацию. Первым таким самолетом стал Airbus A320. В его кабине расположены два сайдстика. Справа сидит второй пилот и сайдстик расположен у него под правой рукой также как и на военных бортах. Слева же сидит командир воздушного судна и сайдстик у него под левой рукой.
Особенность в том, что оба пилоты должны уметь управлять самолетом и левой и правой рукой. Без штурвала улучшилась эргономика кабины пилотов. На освободившемся от штурвала месте сделали выдвижной столик для пилотов.
На сегодняшний день самолеты Боинг оборудованы штурвалом, а самолеты Airbus сайдстиком. И у тех и у других, прямой связи между штурвалом/сайдстиком и рулевыми поверхностями уже нет, все управление через компьютер.
Интересный факт, что при проектировании Sukhoi Superjet 100 проводились встречи с авиакомпаниями и пилотами для учета их мнений и требований к новому воздушному судну. Пилоты проголосовали за сайдстик, поэтому в российском SSJ 100 установлен именно он.