Опять продолжение статей о мифах в противостоянии советской и немецкой техники
Статья о сравнении скорострельности ИС-2 и Тигра
Статья о сравнении приборов наблюдения ИС-2 и Тигра
Статья о сравнении потерь бронетехники СССР и Рейха
Статья о сравнении легких танков СССР и бронемашин Рейха
Статья о сравнении легких САУ СССР и эрзац-САУ Рейха
Вот тут попытались посчитать общие потери бронетехники Рейха с союзниками и СССР. Получилось, в принципе, вполне логично - если учесть не просто то что называлось танками и САУ, а общее количество бронированных машин разных типов, то потери сторон оказываются достаточно близкими.
Однако именно этот момент вызвал споры. Как, мол, можно приравнивать легкие танки у СССР к броневикам Рейха?
Вот и попробуем разобраться. Начнем с того - а почему, собственно, у Рейха было так мало легких танков, а у СССР - броневиков и БТР, сравнимых с немецкими?
Заметьте - у Германии вссего 4370 штук легких танков, причем подавляющее большинство - в 1941 году, а затем немцы от них почти отказались. А у СССР - аж 34,5 тысячи!!! Почему такая разница в количестве? Это немцы были такие глупые, что не почти использовали легкие танки? Что-то возникают серьезные сомнения.
Немцы — вояки злые, это только на карикатурах их пачками бьют.
Б.А. Васильев, "А зори здесь тихие"
Для каких задач они вообще использовались, легкие танки? И почему немцы так вяло разрабатывали их - явно не считая это очень сроынм делом?
Достаточно точно задачи легкий танков описаны вот тут
Это разведка, обеспечение связи, уничтожение пулеметных гнезд, борьба с партизанами, преследование отходящего противника, упреждение противника в захвате выгодных рубежей (районов, объектов) и их удержание до подхода главных сил, захват и уничтожение важных объектов в глубине обороны противника; рейды в тыл противника в составе подвижных групп; уничтожение подразделений десантных войск противника.
И тут же становится ясно почему Рейх не видел необходимости срочно разрабатывать и выпускать легкие танки.
Просто сравним лучший советский легкий танк Т-70
с немецкой бронемашиной Sd.Kfz.234/2 Puma, которая танком не считается.
Соберем в табличку, чтобы было наглядно
Ничего себе "бронеавтомобиль, который нельзя сравнивать с танками"! "Пума" тяжелее лучшего и самого мощного советского легкого танка, имеет более мощное вооружение - и это впридачу к характерным для колесных машин огромному запасу хода, скорости по шоссе - которые дают стратегическую маневренность. Есть еще кое-что, что не отразишь в таблице - полный привод на все 8 колес, причем все они - управляемые - хитрая трансмиссия и задний пост управления, благодаря которому назад "Пума" может ехать с той же скоростью что и вперед, и обладает выдающейся маневренностью, разворачиваясь буквально на месте.
Кажется, становится понятно, почему немцы не спешили запускать производство легких танков? Да, Пум всех вариантов выпущено немного, всего около 500 сотен (при этом, кстати, были варианты с установкой на них 75-мм противотанковой пушки!), по сравнению с 8200 штук Т-70 - но, ведь это далеко не единственный бронеавтомобиль вермахта, есть еще
Sd.Kfz.231 - 750 единиц, Sd.Kfz.232 - чуть менее 1000, плюс еще несколько вариантов только тяжелых машин. Конечно, они послабее "Пумы", но вполне сравнимы с советским танком Т-60 с его 20-мм пушчонкой ТНШ (она же ШВАК) и . Тот же Sd.Kfz.231 имел 20-мм пушку KwK 30 с мощным снарядом 20х138мм, а не слабым авиационным 20х99r у ШВАК, 15-мм наклонную лобовую броню и отличныю маневренность и проходимость.
Но самый известный бронеавтомобиль противника, безусловно, SdKfz 251 - полугусеничный бронетранспортер, выпущенный более чем в 15 000 экземплярах, и его младший брат - SdKfz 250, еще 6600 единиц.
Формально это просто полугусеничный БТР, с 15-мм лобовой броней (вполне сравнимо с тем же Т-60, стандартное противопульное бронирование), вооруженный пулеметом и перевозящий 10 человек - отделение. Вот только по штату панцергренадерских дивизий (аналог советских мотострелков) в каждом взводе должно быть 2 такие машины, причем как минимум одна из них вооружена 37-мм противотанковой пушкой.
Но это далеко не единственный вариант. Как вам SdKfz 251/9 с 75-мм короткоствольной пушкой 7,5 cm KwK 37 L/24 - точно такая же стояла на ранних Pz IV. Сравнима эта машина с советскими легкими танками? Может ли она выполнять задачи легкого танка - разведку, охранение, преследование противника? Ответ очевиден.
А еще SdKfz 251/16 с огнеметом (сделано около 300 единиц), SdKfz 251/17 с 20-мм зенитным автоматом - который помощнее чем ШВАК на Т-60, либо с ТРЕМЯ авиационными 20-мм пушками МГ-151 в полузакрытой башне
или вот, на фото, SdKfz 251/23 - полноценный разведывательный бронетранспортер (так, кстати, и назывался) - с установкой 20-мм пушки в полноценную башню
Напоминаю - задача легких танков совсем не борьба с вражеской бронетехникой, а вспомогательные цели - разведка, охранение, диверсии, поддержка своих войск. С какими из этих задач не справятся такие вот БТР?
Они даже лучше легких танков при решении таких задач, поскольку танк нуждается во взаимодействии с пехотой, возить которую на броне далеко не всегда получается. А у немецких бронетранспортеров пехота всегда с собой - в кузове! Пусть не все 10 человек, но хоть часть всегда есть.
В общем, можно подвести итог.
Рейх использовал очень мало легких танков по простой и понятной причине - он не нуждался в них, поскольку задачи легких танков отлично выполняли другие бронированные машины, ничуть не уступавшие легким танкам
А значит при оценке потерь сторон обязательно нужно учитывать не только легкие танки Советской армии, но и бронемашины Рейха - иначе оценка будет сильно искаженной.
Если понравилось - подписывайтесь на канал.
Остальные статьи серии
Статья о сравнении скорострельности ИС-2 и Тигра
Статья о сравнении приборов наблюдения ИС-2 и Тигра
Статья о сравнении потерь бронетехники СССР и Рейха
Статья о сравнении легких танков СССР и бронемашин Рейха
Статья о сравнении легких САУ СССР и эрзац-САУ Рейха