Литература – это зеркало, которое отражает человеческие души.
И. Аксаков
Для чего нужна литература в школе?
Как часто маленький ребенок, будучи в восторге от мультфильма, пытается пересказать родителям его содержание. Он захлебывается эмоциями, жестикулирует, выкрикивает, блестит глазами – но слова не идут… Ребенку не хватает слов, и поэтому его монолог состоит из междометий и эмоций. Чтение книг решает проблему нехватки слов точно так же, как море точит камни, – постепенно и неуклонно. Чем лучше человек умеет выражать свои мысли, тем проще ему находить взаимопонимание с другими людьми. Чем ярче и богаче речь, тем лучше она передает взгляды и чувства человека.
И гуманитарий, и технарь излагают мысли словами. Назначение литературы – развить способность говорить и писать так, чтобы тебя поняли, находить нужные слова. Для этого литература как предмет и была включена в школьную программу. С ее помощью увеличивается словарный запас. Кроме того, повышается умение находить ряды однокоренных слов (и, следовательно, грамотность на письме), придумывать антонимы и синонимы, распознавать образность текста, скрытую в метафорах, олицетворениях и других художественных средствах. Все это нужно, чтобы развивалось мышление и обогащалось воображение.
Запоминание имен персонажей и мельчайших деталей сюжета, которым так много внимания уделяется в школьных олимпиадах и тестах, – это занятие второстепенное и совсем не обязательное. Нет смысла помнить, какого размера диван Обломова или какого цвета берет Татьяны Лариной. Зато важно понять, каким образом Татьяна превратилась из деревенской простушки в законодательницу петербургского света и почему Обломов, наделенный большим сердцем и умом, ни к чему не сумел приложить своих сил. Такое понимание поможет человеку в дальнейшей жизни. Научит его смотреть в корень вещей, анализировать мотивы и последствия поступков, поможет лучше понимать других людей.
Почему современным детям трудно читать классические произведения?
Восприятие современного человека изменилось благодаря популярной инфографике (мемам, гифкам, схемам, которыми пестрит Интернет). Люди мгновенно привыкают к получению быстрой информации, которая чем-то напоминает быстрые углеводы. Дети сейчас очень сообразительные – они быстрее ухватывают смысл, но, к сожалению, не умеют правильно передавать его словами.
Самое неприятное следствие привычки к быстрой информации в том, что она порождает в человеке излишнюю самоуверенность и понижает критичность. Не умея доносить свои мысли, люди, не стесняясь, выражают их в публичном пространстве. Гоголевский Петрушка любил буквы, ему нравилось читать – при том, что он не заботился о смысле прочитанного. А потомки этого замечательного персонажа пошли дальше – им нравится писать, и они не заботятся о смысле сказанного.
Кроме того, из-за малой начитанности детям сложно воспринимать языковую игру, авторский психологизм, иронию. Сложно читать книги, насыщенные скрытыми цитатами и аллюзиями, потому что ребенок не умеет их раскрывать. Трудно читать классические тексты с длинными описаниями природы. В этом детям очень нужна помощь взрослых – учителей и родителей.
Большинство книг, рекомендованные учебной программой для начальной и средней школы, требуют от читателей подготовки, порой очень серьезной. Вот, например, в списки для летнего чтения после пятого класса включен блестящий и тонкий рассказ Шукшина «Срезал». Если ребенок одиннадцати лет прочтет его самостоятельно, то вряд ли вполне уловит смысл прочитанного. Это неоднократно проверено на очень развитых и умных детях. Во-первых, потому что конфликт между городом и деревней, который лежит в основе рассказа, сейчас практически стерт. Во-вторых, потому что понимание этой истории требует определенного жизненного опыта, а ребенок им не обладает. В-третьих, потому что типаж главного героя при всей его яркости встречается не так часто.
Почему то или иное произведение включают в список для чтения?
Считается, что человек изучил литературу, если он ознакомился с книгами, входящими в национальный литературный канон. Это абстрактный список литературы, который формируется коллективным разумом стихийно и со временем претерпевает изменения. Книги из школьного списка, к которым зачастую относятся как к непреложному закону, – тоже величина непостоянная. На их отбор влияет академическое и педагогическое лобби, а также предпочтения конкретного учителя. Произведения для этого списка подбирают по возрасту и в соответствии с воспитательным потенциалом произведения.
За последние сто лет школьные списки литературы постоянно менялись.
Так, например, список литературы 1921 года для седьмого класса школы (тогда это называлось третий год второй ступени) включает произведения, которые сейчас рекомендованы детям в пятом-шестом классе (например, «Вечера на хуторе близ Диканьки). Это не значит, что современный шестиклассник лучше разбирается в гоголевской прозе. Это значит, что с точки зрения министерства образования воспитательный потенциал гоголевского произведения подходит для детей 12-13-ти лет, а не 14-15-ти.
Количество часов, отведенных на литературу, неуклонно снижается. К 1960 году в 8 классе на изучение этого предмета отводилось примерно 163 часов в год. В 1981 году – 110 часов. Современные восьмиклассники учат литературу 68 часов в год.
Количество книг, которые проходят по программе, заметно увеличилось за последние 40 лет. На каждого автора отводится так мало времени, что с ним можно ознакомиться, но нельзя изучить так, чтобы было что обсуждать с детьми. А ведь это самое главное!
Вот пример.
Когда родился и крестился Федор Тютчев , можно посмотреть в Википедии. Точно также можно почерпнуть из учебника информацию о темах его творчества. Совсем другое дело – выучить наизусть «Люблю грозу в начале мая», да так, чтобы каждая строчка этого маленького шедевра рычала и каталась во рту, как гром по небу.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Почувствовать ликование пробуждающейся природы вместе с поэтом и птицами, насладиться образом юной богини Гебы, которая где-то высоко-высоко в небесах кормила орла Зевса – точь-в-точь как молоденькая птичница – желтеньких цыплят на дворе. А поскольку орел волшебный, она кормила его фантастической громокипящей смесью и случайно упустила кубок из рук. И когда он опрокинулся на землю, необъятный, как чернильные майские облака, – раздался грохот первой весенней грозы, смешанный с юным смехом богини, навстречу которому несется лесной и нагорный шум.
Чтобы почувствовать все, что хотел сказать поэт, одного урока литературы и слишком мало, и слишком много. Для этого нужно терпение и желание, годы осмысленного, неторопливого чтения, которое ни одна школьная программа не подарит человеку, если он этого не захочет. Читайте хорошие книги вместе с детьми!