Раздел: Статьи о рыбалке
Иссеченное холодным ветром лицо, задубевшие на морозе пальцы, легкое покачивание от долгого сидения в лодке — все эти неизбежные издержки предзимней рыбалки с лихвой окупаются, когда в руках у тебя такой великолепный экземпляр судака. Выхваченный из воды, он еще по инерции раздувает жабры, грозно поднимает колючий плавник, но, вдохнув морозного воздуха, быстро успокаивается. На глазах тускнеют изумрудные поперечные полосы, приобретая сероватый оттенок...
Осторожно вынимаю из пасти судака мягкий, податливый виброхвост и готовлюсь к новому забросу. Взмах удилищем — и приманка с легким всплеском приводняется метрах в сорока от лодки. Глубина метров тринадцать, поэтому сразу катушку не стопорю, а даю сойти со шпули еще метрам десяти «плетенки». Тогда приманка точно упадет, куда надо. Про себя считаю: один, два, три... Наконец, ощущаю по леске легкий толчок. Это дно. Плавным движением удилища приподнимаю виброхвост, начинаю подмотку. Несколько оборотов катушки — короткая пауза. Новая подмотка — опять пауза.
Классическая ступенчатая проводка при ловле судака.
В воздухе явный минус. Кромка воды — в тонких хрустящих льдинках. Сама вода потеплее, с поверхности идет испарение. Весь Дон парит, как огромная кипящая кастрюля. Такое можно видеть только на осенне-зимнем изломе, пока еще нет четкой грани между сезонами.
Вот на этой самой зыбкой грани, используя последние дни, когда еще можно рыбачить по открытой воде, балансируем сегодня и мы.
КЛЕВ
Верхнее кольцо удилища покрывается льдом. Приходится то и дело опускать его в воду, чтобы оттаяло. Катушка на морозе ведет себя более или менее удовлетворительно: перед выходом на рыбалку я заменил смазку, а плетенку на шпуле обработал вазелиновым маслом. Сейчас все это здорово выручает.
Несколько забросов подряд не дают результата. Судак упорно не желает брать. Меняю зеленый с красным хвостиком виброхвост на желтый с ярко-оранжевой спинкой. Несколько метров проводки — и вот он, долгожданный стук. Мягкий, но хорошо различимый толчок передается по удилищу. Короткая энергичная подсечка, и где-то там, у самого дна, упруго заходила севшая на крючок рыба.
Кончик удилища упрямо гнет вниз. Невидимый соперник не сдается. Напрасно говорят, что в холодную пору хищник становится вялым, малоподвижным. Судак и теперь активен, он жирует, набирается сил перед зимовкой...
Все ближе подтягиваю к лодке сопротивляющуюся рыбу. Вот у самой поверхности появляется полосатая тень. Судак делает еще одну попытку уйти на глубину, но я его не пускаю и прямо на плетенке поднимаю в лодку. Этот поменьше, чем первый, но все равно хорош, килограмма полтора потянет точно.
ЗАТИШЬЕ
Мои соседи по лодке, тоже поднимают одного за другим двух судаков. А потом наступает затишье. Делаем забросы вправо, влево, вверх по течению — поклевок нет.
Восточный верховой ветер, рябивший воду с утра, тем временем усилился. Низко над нами плывут свинцовые, под стать декабрьской воде, облака. На самом стрежне, где мы стояли, вовсю заработало течение. Волна раз за разом бьет в металлический корпус моторки, дотягиваясь до нас холодными колючими брызгами. Бр-р-р... Неприятно.
От пронизывающего ветра не спасают даже теплые штаны и толстая, с подкладкой, куртка. Особенно стынут руки. Для удобства работы с катушкой я обрезал перчатку, освободив большой и указательный пальцы. Теперь на морозном ветру они плохо слушаются, то и дело приходится согревать их своим дыханием...
Так где же все-таки судак? Может быть, отошел ближе к бровке ямы, под опечек, где течение не такое сильное?
Посовещавшись накоротке, решаем сменить место. Смещаемся ниже и левее, ближе к берегу. Одновременно прощупываем рельеф дна эхолотом. Он помогает точно определить глубину, найти бровки и перепады. Для судачатника это важно. Поэтому мы внимательно следим за экраном.
Глубина постепенно уменьшается. Двенадцать... Десять с половиной... Потом резкий подъем на десять и опять понижение.
Стоп! Этот участок надо обязательно проверить! По опыту знаю: небольшие бугорки, возвышенности на дне привлекают судака. Он стоит обычно по краям «порожка» или чуть ниже. Там он хорошо замаскирован, и проплывающая мелочь легко становится его добычей. Для спиннингиста такие места на вес золота.
Поднимаемся метров на десять выше, якоримся. Я ловлю по-прежнему на желтый с оранжевой спинкой виброхвост, а ребята — на бело-красные. В этом сезоне судак почему-то предпочитает контрастные, с преобладанием красного или малинового цвета приманки. А хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом году ярко-зеленые, белые и песочного цвета искусственные рыбки теперь работают плохо. От чего это зависит — кто знает?
УДАЧНОЕ МЕСТО
Новое место оказалось удачным. Уже с третьего заброса достаю судачка на килограмм. У соседа тоже поклевка. А потом я меняю приманку на розовую и на нее садится что-то тяжелое и неуступчивое. Сначала даже подумалось, что это зацеп, потому что поклевки как таковой я не ощутил. Просто во время проводки удилище изогнулось колесом, и какое-то время оставалось в таком положении. Но когда я несколько раз его дернул, леска пошла в сторону.
Вот плетенка режет воду вправо-влево. За нее я не волнуюсь, она способна выдержать очень большую нагрузку. Лишь бы судак не освободился от крючка! Пасть у него костяная, и если зацепился непрочно, то сход почти неизбежен. Сколько раз такое бывало!
Но сегодня мне повезло. Сдержав первые мощные рывки, я поднял судака на поверхность. Силиконовая рыбка вместе с крючком сидела крепко в клыкастой пасти. Увидев это, я стал действовать намного смелее. Подвел добычу к лодке, прямо в предупредительно подставленный ребятами подсак. Почувствовав близость сетки с обручем, рыбина рванула, забарахталась, но поздно.
Совместными усилиями поднимаем судака в лодку. Хорош! Широкие темно-зеленые полосы-крылья, большое белое брюхо... Когда взвесили, оказалось почти три килограмма. В тот день это был самый крупный пойманный нами экземпляр.