Найти тему

Олигархам на заметку. Неопубликованная рецензия на книгу Анны Федорец «Савва Морозов».

Федорец А.И. Савва Морозов
М.: Молодая гвардия, 2013. – 350 [2] с.: ил., 5000 экз. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1423), ISBN 978-5-235-03627-7

Одна из особенностей России, подмеченная еще М.Е. Салтыковым-Щедриным, заключается в том, что ее история развивается даже не по спирали, а по кругу. Личности современной России и дела, творящиеся ими и вокруг них, удивительно неприятно напоминают иных личностей и иные дела чуть более чем вековой давности… Поэтому говорить о том, что данное жизнеописание Саввы Морозова, оставленного большевиками в пантеоне исторических личностей нашей страны XIX–XX вв. в силу его материального воспомощенствования революционерам, является своевременным, не вполне верно – так резко и честно написанная книга об оступившемся в жизни, скажем так, «менеджере крупного звена» всегда будет на Руси то ли поучением, то ли предупреждением. Другое дело, окажется ли это предупреждение востребовано тем, кому оно главным образом адресовано.

Но кто бы ни читал этот текст, тот заметит, что биография Саввы Морозова возвращает серии «Жизнь замечательных людей» ее настоящий стиль письма – очень серьезный и обстоятельный. Похвально, что эта серьезность бесконечно далека и от столь распространенной ныне стилистики протокола отчетно-перевыборного собрания, и «письма вприпрыжку», выдаваемого ныне за популяризацию научной и исторической литературы. Конечно, биограф не может влезть в голову героя книги, но он может предельно детально описать ключевые моменты жизни этого героя и попытаться сделать выводы – что же именно смогло так деформировать личность крупного предпринимателя своей эпохи. И эта детализация, подкрепленная обильными цитатами современников Саввы Морозова от В.И. Немировича-Данченко до незаслуженно забытого писателя Марка Алданова, удается Анне Федорец практически безупречно.

Яркая личность совершает яркие ошибки под воздействием неординарных обстоятельств и вследствие собственного неординарного характера – так можно описать тот стержень, на который нанизано это повествование. Возможно, ошибки Саввы Морозова, и не привели бы его к трагическому финалу, не совершайся они под воздействием событий и процессов, впервые происходивших в истории Российской Империи – это и стачка 1885 г., известная теперь под именем «Морозовской», и серьезное финансирование Морозовым Московского художественного театра. В книге очень подробно рассказано о том, как эти два события, по сути, сломали жизнь предпринимателя – первое породило известное недоверие к своим рабочим, а второе стало причиной бурного романа с Марией Андреевой, следствием которого, увы, оказался финансовый контакт Морозова с Максимом Горьким и большевиками. Из текста становится ясно, что театральные и личные проблемы в конце концов практически заслонили от Морозова поле его предпринимательской деятельности.

Возможно, что в книге не очень хорошо освещены относительные неудачи Морозова с Нижегородскими промышленными ярмарками и его конфликт с тогдашним министром финансов С.Ю. Витте, одним из следствий которого и стал уход богатейшего купца в частную жизнь и спонсорскую деятельность на пользу МХТ. В конце концов, не нужно строить исторических догадок – жизненный путь Морозова был предопределен уже его попытками балансирования между серьезными штрафами для рабочих его текстильных мануфактур и создания для тех же рабочих человеческих условий труда и жизни, невероятных по меркам конца XIX в. Будучи честным предпринимателем, Морозов явно ждал такой же честной игры общества снизу доверху по отношению и к себе, и к собственным делам. Не дождался, а нашел квазипонимание лишь, по большому счету, у увлеченных людей – то есть Немировича-Данченко и, что гораздо печальнее, у Андреевой и ее более чем сомнительных друзей. И вот эта несоразмерность персоны Морозова своему времени и его людям показана здесь очень хорошо. Деньги Морозова для многих оказались куда как важнее его незаурядных качеств – и так ли уж удивительно, что ими воспользовались большевики?

В заключительной части книги автор сильно муссирует, и очень к месту, утверждение о том, что Савва Морозов стал первой физической жертвой большевизма. Понятно, что биографии иных личностей, пожелавших в 1916 г. на фоне Первой мировой войны сменить политический строй Российской Империи, остались за пределами этой книги – но неужели им-то, тоже увлеченным людям, были неизвестны причины и обстоятельства смерти их коллеги? И еще удивительнее, что и современные крупные «купцы», частенько отпускают кругленькие суммы на поддержку сомнительных околополитических персон и нисколько не задумываются о том, что они сами рискуют стать первыми же пострадавшими от «прогрессивных» преобразований. Авось наши бизнесмены эту книгу прочитают и несколько образумятся.

Рецензия написана для газеты «Книжное обозрение», но не опубликована.

Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал.