Найти тему
Biker of Moria tales

ИЖ Планета 1. Была ли такая модель? Начало новой истории.

Фото взято из https://www.zr.ru/archive/zr/1962/03
Фото взято из https://www.zr.ru/archive/zr/1962/03

Мотолюбителям хорошо известны мотоциклы Ижевского завода, выпускавшиеся под наименованиями "ИЖ Планета 2", "ИЖ Планета 3" и так далее. Однако возникает вопрос: "А была ли "ИЖ Планета 1"? Здесь мнения расходятся. Якобы, сразу после ИЖ-56 стали выпускать ИЖ Планета 2. Кто-то говорит о некой "переходной" модели. Другие, о "позднем" ИЖ-56, о котором я писал здесь. Тем не менее, мнения расходятся и общей точки зрения нет. Я попытался разобраться в этом вопросе и собрать всю имеющуюся информацию.

В марте 1962 года журнал "За рулем", являвшийся на тот момент официальным и единственным в СССР источником новостной информации в области авто и мото- строения, опубликовал статью "От ИЖ-56 к "ИЖ-ПЛАНЕТЕ", https://www.zr.ru/archive/zr/1962/03/ot-izh-56-k-izh-planietie под редакцией начальника конструкторского бюро машиностроения С. Фишера.

Журнал "За рулем", март 1962 г. https://www.zr.ru/archive/zr/1962/03
Журнал "За рулем", март 1962 г. https://www.zr.ru/archive/zr/1962/03

Статья С. Фишера остаётся наиболее достоверной, обо всех внесённых заводом-изготовителем изменений на тот момент. Это позволяет с полной уверенностью говорить о том, что выпуск новой модели под наименованием "ИЖ Планета", стартовал в начале 1962 года. При этом, выпуск ИЖ-56 продолжался в течении этого года до полного использования произведённых машинокомплектов.

Новый мотоцикл, без сомнения, вобрал в себя лучшие наработки ИЖ-56 и базировался на унификации экипажной части с выпускавшемся к тому моменту, "ИЖ Юпитер". Здесь подробнее об этой модели.

Можно сказать, что конструкторы, сочтя удачными решения для ИЖ-Ю, решили применить их на новой модели с одноцилиндровым двигателем.

ИЖ Планета, 1965 г. выпуска. Фото из личного архива
ИЖ Планета, 1965 г. выпуска. Фото из личного архива

ИЖ Планета, 1965 г. выпуска. Фото из личного архива
ИЖ Планета, 1965 г. выпуска. Фото из личного архива

Основное конструктивное изменение: рассечение задних верхних направляющих с установкой ограничителей. Решение принято по пожеланиям мотолюбителей. Теперь часть заднего грязевого щитка жестко устанавливалась на раме, две трети крепились к основанию седла. Седло вместе с крылом снимались, открывая доступ к заднему колесу. Для насоса не осталось места, его перенесли на центральную стойку рамы под траверсой переднего колеса. Глубокий передний грязевой щиток (крыло), крепившейся к траверсе, переехал на новую модель с "позднего" ИЖ-56 с небольшими изменениями. Советские мотолюбители по достоинству оценили преимущества "высокого" крыла. Оба щитка стали выполнять более современным штампованно-сварным методом, вместо штампованного.

Седло так же претерпело изменения. Задняя часть седла оборудована зацепами, которые надёжно фиксировались на раме ограничителями. Появилась стальная ручка по центру седла-подушки для пассажиров, жестко крепившаяся к основанию седла. Новое седло снизило высоту посадки на 20 мм. Очевидно, что тогда это было необходимо. Сейчас, когда средний рост увеличился, так не кажется. Лично мне, при росте 180см, посадка на ИЖ-56 кажется удобнее.

Двигатель и КПП. Конструкция и компоновка, ставшая классической, сохранена без изменения. В очередной раз немного изменилась форма ореберения крышки ЦПГ. Сама цилиндро-поршневая группа взята с ИЖ-56, 1961-1962 годов выпуска. Новые плоские заглушки хорошо себя зарекомендовали. Повышенная площадь поверхности отлично отводила тепло и компенсировало отсутствие рёбер, которые так любили откалываться. Редуктор спидометра перенесён на переднее колесо. Решение удачное, аналогично ИЖ-49, где редуктор так же располагался на колесе, но конструкция принципиально другая. Точность увеличилась, двигатель лишился одного отверстия. Изменились отливы картера под новые кожухи карбюратора и посадочное место нового воздушного фильтра. Изменена форма правой крышки картера. Она лишилась окна под обслуживание генератора. Теперь, для доступа к генератору требовалось полностью снять крышку. В статье это подается, как удачное решение. На мой взгляд нет. Скорее всего, попытались упростить производство. Тем не менее, с Планеты 3, отдельная крышка генератора вернулась на своё место, подтвердив практичность этого решения. На иные изменения, конструкторы не решились, на месте осталась дублирующая рукоять переключения передач, как и прочие элементы механизма.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Наиболее прорывным стало решение внедрения нового контактно-масляного фильтра взамен прежнего, типа "циклон". Одновременно было решено несколько задач: снижение шума, улучшение качества воздушно- топливной смеси, увеличение межремонтного пробега. Под новый фильтр изменена форма защитных кожухов, фиксация распорным болтом перенесена на раму, стала более надёжной. Карбюратор К-28, который неизменно работал на всех моделях начиная с ИЖ-350, получил увеличенный диаметр смесительной камеры, жиклёр и новую литеру модификации "И".

Воздушный фильтр и карбюратор К-28И. Фото из личного архива.
Воздушный фильтр и карбюратор К-28И. Фото из личного архива.

Объём бака увеличен до 18 л. Изменение формы стало наиболее ярким отличием от ИЖ-56. Соглашусь с теми, кто говорит, что от этого эстетика внешнего вида мотоцикла проиграла. Однако, решение был продиктовано жизненной необходимостью. Мотоцикл был ориентирован на жителей глубинки, где большие расстояния и отсутствие заправок, а запас хода в дополнительные 100 км играл роль. В городах, более обеспеченные граждане, старались приобретать престижные импортные Явы, Паннонии, Чезеты.

Глушители получили новый улучшенный и обслуживаемый резонатор, а так же выразительные хромированные наконечники. Первые выпуски комплектовались глушителями предыдущей модели.

Электрооборудование. Второе, по заметности после бака нововведение- это уменьшенный корпус фары, отражателя и линзы. Переход на малогабаритную фару был выполнен еще на ИЖ-56 1960 года выпуска и потребовал разработки нового спидометра и "рисунка" линзы, которая соответствовала бы европейскому стандарту светораспределения. Подсветка спидометра осталась на внутренней поверхности корпуса. Уменьшенный размер фары положительно отразилось на общем виде нового мотоцикла.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Датчик стоп-сигнала был перенесен от педали тормоза в правый бардачок, подальше от вездесущей грязи дорог.

Новый прерыватель обеспечил более простую и точную регулировку, как по углу опережения зажигания, так и по величине зазора, а так же позволил убрать автомат опережения зажигания. Конструкция оказалась на столько удачной, что без изменений "дожила" до Планеты 5

Колеса и тормозная система. Из статьи следует, что обод колеса получил улучшения, тем самым повысилось удобство монтажа шин. Штампованная ступица и спицёвка не изменились. Но передний опорный щиток стал больше, теперь он закрывал ступицу полностью. И в нём разместился редуктор привода спидометра, сделав показания спидометра и одометра точнее. Тормозная тяга заднего тормоза заменена с тросовой на жесткую. Опорник заднего колеса получил проточку и увеличенный профиль, за счёт чего улучшилась посадка на ступицу и герметизация тормозного барабана. Вообще, стоит заметить, что инженеры в целом уделили значительное внимание защите от пыли и грязи в конструкции мотоцикла. На декоративных колпаках появилась дополнительная выштамповка.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Выпуск был налажен вскоре после выхода статьи. Но завод сам внёс путаницу. Параллельно производились обе модели, комплектовались аналогичными запчастями. К тому же первые партии новых мотоциклов выпускали с документами на ИЖ-56. При этом, небольшие внешние отличия от "поздней" модификации ИЖ-56, породили миф о некой промежуточной версии между ИЖ-56 и ИЖ Планета 2.

Наиболее правильно говорить, что промежуточным вариантом стали очень близкие выпуски 1961-1965 годов.

Тем не менее, изменённая конструкция рамы, двигателя и в целом, унификация с новым ИЖ Юпитер, позволили говорить о выпуске, самостоятельной одноцилиндовой модели мотоцикла Ижевского завода.

Внешний вид, экстерьер полностью отошёл от классического ИЖ-56. Он потерял былую легкость, но стал более сбитым, как подросток поднабравший мышечную массу.

Выпуск продолжался до 1967 года. По данным журнала "За рулём". 1986 г. №10, https://www.zr.ru/archive/zr/1986/10/spravochnaia-sluzhba#8 всего было выпущено 405303 мотоцикла этой модели. С 1965, параллельно с новым ИЖ Планета 2, о котором в следующей статье.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Спасибо за прочтение!

Авто
5,66 млн интересуются