В последнее время заключение ОНР (общее недоразвитие речи) встречается довольно часто.
Общее недоразвитие речи – это речевое нарушение, затрагивающее практически все компоненты речи. Как правило, родители в первую очередь замечают только нарушение звуковой стороны речи. Но при общем недоразвитии речи страдает также фонематический слух и лексико-грамматический строй речи.
Давайте разберёмся в этих терминах.
Фонематический слух – это способность воспринимать и различать звуки родного языка. В случае нарушения фонематического слуха ребёнку сложно различать сходные по звучанию звуки, что приводит к замене одних звуков другими в устной речи. Также ребёнок, у которого нарушен фонематический слух, часто нарушает звуко-слоговую структуру слова, т.е. пропускает или переставляет звуки и слоги (пакет – «капет», портрет – «потрет», велосипед – «исипед»).
Состояние фонематического слуха ребёнка можно проверить самостоятельно. Для этого нужно попросить малыша повторить за вами цепочки слогов и слов, содержащих близкие по звучанию согласные звуки: ба-па-ба, га-ка-ха, балка-галка-палка. Ребёнок, у которого нарушен фонематический слух, при повторе таких цепочек будет допускать ошибки или произнесёт все слоги одинаково, например: ба-ба-ба.
Нарушения лексико-грамматического строя речи проявляются в трудностях при образовании новых слов. Например, при образовании уменьшительно-ласкательной формы слов: «ковёрчик» вместо «коврик», при назывании детёнышей животных: «свинята» вместо «поросята» и т.п.
Также у детей с ОНР отмечается бедность словарного запаса (ниже возрастной нормы), отсутствие в речи развернутых фраз, ошибки при согласовании слов в числе, роде, падеже («моя папа», «три стулов», «море синяя»), неправильное употребление предлогов или их пропуск.
При постановке диагноза ОНР, специалисты обязательно указывают степень выраженности нарушения. Это может быть 1, 2, 3 или 4 уровень ОНР. Выраженность нарушений усиливается от 4 уровня (незначительные дефекты) к 1 уровню (до полного отсутствия речи).
Одна из основных задач родителей, столкнувшихся с диагнозом ОНР у ребёнка: иметь представление о специфике данного речевого нарушения.
Это необходимо для того, чтобы объективно оценивать динамику, отмечать успехи своего малыша, выявлять слабые стороны, которые нужно подтянуть в первую очередь.
В данной ситуации большую пользу принесут домашние занятия, на которых родители будут закреплять полученные на занятиях с логопедом навыки, а также в процессе игры или повседневных дел развивать необходимые речевые функции.
Очень важно всегда верить в своего ребёнка и с оптимизмом настраиваться на коррекционно-развивающую работу. Этот процесс может быть более или менее продолжительным, сложным или не очень, но, в любом случае, результат будет. Детская психика уникальна и пластична, поддаётся коррекции и компенсации, поэтому положительные результаты будут непременно.
Интересная статья?
Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!