Найти тему
BIS ART GALLERY

BIS ART GALLERY о любовницах и фаворитках римских пап

В начале июля 2019 года аукционный дом Sotheby's продал работу Диего Веласкеса почти за 3 млн фунтов стерлинга. То был портрет Олимпии Майдалькини, фаворитки папы римского Иннокентия Х и вполне вероятно - также его любовницы.

Мы решили сделать подборку портретов любовниц римских пап. В XV-м веке среди священников был распространен конкубинат, т.е. сожительство мужчины и женщины вне брака. Он был распространен и среди понтификов. По понятной причине, их наличие сильно противоречит официальным догмам католической церкви, и тем интереснее будет взглянуть на их любовниц.

Ванноца деи Каттанеи (1442 — 1518)

Ванноцца деи Каттанеи была замужем 4 раза и состояла в отношениях с будущим папой римским Юлианом II и с самим понтификом Александром VI , также известным как Родриго Борджиа.

О ее происхождении известно мало: плебейское или аристократическое оно у Ванноццы - достоверно неизвестно.

Перед тем, как вступить в связь с Родриго Борджиа, Ванноца была любовницей Джулио делла Ровере - в будущем понтифик Юлий II. Деи Каттанеи познакомилась с кардиналом Родриго Борджиа примерно между 1464 и 1469 годами. От связи с ним у нее родилось четверо детей: Джованни, Чезаре, Лукреция и Джоффре. После интронизации Родриго Борджиа, ставший Александром VI, статус и финансовое положение деи Каттанеи усилились. Однако Борджиа отдалил от нее их общих детей. Например, на свадьбе своей дочери Лукреции и Джованни Сфорцо она не смогла присутствовать. Ванноцца также пережила своих сыновей от папы, и скончалась в 1518 году.

Современники описывали Ванноццу как миловидную даму с овальным лицом и тонким носом. Портретов ее осталось совсем мало, но судя по ним, она соответствовала канонам красоты той эпохи.

Инноченцо Франкузи, Портрет Ванноццы деи Каттанеи, ок. 1530, дерево, масло. Галерея Боргези
Инноченцо Франкузи, Портрет Ванноццы деи Каттанеи, ок. 1530, дерево, масло. Галерея Боргези

Современники также утверждают, что ее дочь Лукреция унаследовала серо-зеленый цвет глаз и оттенок волос матери.

Идеализированный портрет куртизанки в роли Флоры, ок. 1520, темпера, масло. Предполагаемый портрет Лукреции Борджиа.
Идеализированный портрет куртизанки в роли Флоры, ок. 1520, темпера, масло. Предполагаемый портрет Лукреции Борджиа.

О семействе Борджиа слагались и до сих пор слагаются легенды неимоверно скандального характера: там и отравление врагов, и опустошение ватиканской казны, пьянство, блуд и кровосмешение. Так как Родриго Борджиа действительно не гнушался устранением своих политических соперников с помощью яда и других криминальных способов, то и ненавистников у семейства Борджиа было более, чем достаточно. И ненавистники вполне упорно распространяли слух о кровосмесительной связи между понтификом и его дочерью Лукрецией; говорили, что он даже зачал одного из ее детей. Но опять же, это ничем не доказанные слухи.

Предполагаемый портрет Лукреции Борджиа кисти Венето, 1520-1530 гг,  55.5 х44.2
Предполагаемый портрет Лукреции Борджиа кисти Венето, 1520-1530 гг, 55.5 х44.2

Как мы и упоминали чуть выше, Ванноцца была замужем четыре раза, но не за кардиналами по понятным причинам. Матери детей понтифика не пристало быть незамужней, поэтому Александр VI позаботился о том, чтобы у Ванноццы всегда был муж высокого статуса. Правда, умирали мужья у нее часто, и поэтому вдовствовала она тоже часто. На этом портрете она изображена во время вдовствования после третьего брака.

Портрет вдовы Ванноццы деи Каттанеи
Портрет вдовы Ванноццы деи Каттанеи

Джулия Фарнези (1474 - 1524)

« У входа в зал он увидел Джулию Фарнезе, юную любовницу папы, от её сияющей красоты у него так же радостно билось сердце, как от бокала ароматного вина или от совершенного творения античности»
Лион Фейхтвангер, "Джулия Фарнезе"

Юная красавица Джулия Фарнезе уже была замужем за Орсино Орсини, когда она пленила взор пожилого папы Александра VI. Найдя новую любовницу помоложе, Родриго Борджиа отправил в отставку мать своих четырех детей Ванноццу деи Каттанеи.

Благодаря любовной связи Джулии с понтификом ее брат Алессандро Фарнезе получил кардинальскую шапку. В итоге он потом станет папой римским Павлом III, что впоследствии прославит род Фарнезе. Символом рода Фарнезе был единорог, поэтому саму Джулию художники зачастую изображали с единорогом. А еще единорог был символом целомудрия и девственности, ведь только девственницы могли приручить единорога, что, конечно, очень соответствует биографии Джулии.

Лука Лонги, «Портрет Джулии Фарнезе», начало 16 века, дерево, масло,
Лука Лонги, «Портрет Джулии Фарнезе», начало 16 века, дерево, масло,
Доменикино (?), «Девушка и единорог», фреска в Палаццо Фарнезе, ок. 1602
Доменикино (?), «Девушка и единорог», фреска в Палаццо Фарнезе, ок. 1602

А вот знаменитый портрет "Дама с единорогом" Рафаэля. Тоже предположительно, Джулия Фарнезе. Думаете, это она?

Рафаэль, «Дама с единорогом», ок. 1505, темпера, масло, 65х51
Рафаэль, «Дама с единорогом», ок. 1505, темпера, масло, 65х51
«В этом же дворце он изобразил над дверью одного из помещений Богоматерь с лицом синьоры Джулии Фарнезе и на той же картине голову поклоняющегося ей названного папы Александра»
Пинтуриккио

Можно представить, какой скандал вызывала эта фреска, на которой прототипом лика Богоматери послужила Фарнезе. Из-за связи с папой какие эпитеты ей только не давали, как только не склоняли!

Копия с утерянной фрески Пинтуриккио: папа поклоняется Мадонне, написанной с Джулии Фарнезе
Копия с утерянной фрески Пинтуриккио: папа поклоняется Мадонне, написанной с Джулии Фарнезе

А вот и главный герой пьесы Родриго Борджиа, он же Александр VI.

Кристафано дель Альтиссимо, "Портрет Александра VI", 59х44
Кристафано дель Альтиссимо, "Портрет Александра VI", 59х44

Олимпия Майдалькини (1591 - 1657)

И наконец-то мы вернулись к инфоповоду - к портрету Олимпии Майдалькини кисти Диего Веласкеса.

Официально известно, что великий испанец был дважды в Италии и был приглашен к папскому двору, где он и написал один из своих шедевров - портрет папы римского Иннокентия Х.

Диего Веласкес, "Портрет Иннокентия Х", ок. 1650, холст, масло, 41х119
Диего Веласкес, "Портрет Иннокентия Х", ок. 1650, холст, масло, 41х119

Иннокентий Х вряд ли бы воссел на папский престол, если бы не одна женщина по имени Олимпия Майдалькини. Еще в 15 лет Олимпию хотели отправить в женски монастырь, однако будучи не самого простого нрава, она просто вышла замуж за самого богатого человека в городе. В 21 год стала вдовой и наследницей огромного состояния. Вторым браком она выходит замуж за наследника обедневшего дворянского рода, Памфилио Памфили, и вдобавок к своему богатству добавила титул. Братом второго мужа был Джамбаттиста Памфили, скромный церковный служащий. Благодаря своим связям и закулисным играм Олимпия привела своего деверя к кардинальскому сану, а затем уже взятками - к папскому престолу в 1644 году. Так Джамбаттиста Памфили стал Иннокентием Х. За ее политические игры и власть над Памфили ее прозвали «папессой».

Портрет Олимпии Майдалькини, холст, масло, 17 век.
Портрет Олимпии Майдалькини, холст, масло, 17 век.
Алессандро Альгарди, "Бюст Олимпии Майдалькини Памфили"
Алессандро Альгарди, "Бюст Олимпии Майдалькини Памфили"

«Папессу» в Ватикане не любили за многое, но в основном за то, что у нее, у женщины, было чересчур много власти и также за присвоение всего золота из бюджета Ватикана после смерти Иннокентия Х.

Данный портрет был написан Веласкесом в тот же период, когда был написан портрет папы. После ее смерти портрет Олимпии перешел к ее внуку кардиналу Камилло Массими. После он оказался у испанского посла, и через многие поколения он оказался в неизвестной частной коллекции. 3 июля этого года он был продан на аукционе старых мастеров Sotheby’s, где был приобретен за 2,495,000 фунтов стерлинга или за 3 млн долларов США.

Диего Веласкес, "Портрет Олимпии Майдалькини Памфилии",  1650, холст, масло, 77.4 x 61
Диего Веласкес, "Портрет Олимпии Майдалькини Памфилии", 1650, холст, масло, 77.4 x 61

Если Вам понравилось, нажимайте на «палец вверх» :)