1941-42 гг. очень неудачно сложились для Черноморского флота СССР. Было потоплено много боевых кораблей. Это притом, что у Германии собственного флота на Черном море не было, а румынский флот не шел ни в какое сравнение по боевой мощи с советским. Немцам удалось перебросить по Дунаю в Констанцу и Сулину несколько малых подводных лодок, сторожевики, десантные баржи, катера – но это была лишь импровизация. Основная тяжесть борьбы с советским ВМФ и морскими перевозками легла на плечи Люфтваффе. И они с задачей справились. Часть боевых кораблей, как уже сказано, была потоплена или серьезно повреждена. Остальные крайне неохотно покидали базы в Туапсе и Новороссийске.
Еще больших успехов немецкая авиация добилась в борьбе с советским транспортным тоннажем. К середине лета 1942 г. из 60 судов пароходства тоннажем от 500 брт. 29 были потоплены, 14 повреждены (перспективы ремонта были туманны). Т.е. на ходу оставалось лишь 17 крупнотоннажных пароходов. Сейчас трудно сказать, правильным ли было решение командования ЧФ отказаться от крупных, хорошо прикрытых боевыми кораблями конвоев – разгрузочные мощности в том же Севастополе или Керчи были очень малы и все время находились под артогнем и бомбами. Но так или иначе, любой рейс транспортного судна превращался в «русскую рулетку» с тремя патронами в барабане. Собственно, по этой причине и произошел крах обороны Севастополя в июне 42-го. Стрелять стало нечем. И эвакуация войск, оборонявших город была проведена столь омерзительно. Самой же страшной трагедией на Черноморском, да и вообще на советском ВМФ стало потопление грузопассажирского теплохода «Армения» 7 ноября 1941 г., который перевозил раненых, медперсонал и беженцев. По усредненным оценкам, погибло около 5 тыс. человек. Поднять с воды удалось лишь восьмерых.
Но времена меняются. Маховик войны пошел крутиться в обратную сторону. 17-я армия Вермахта в сентябре-октябре 1943 г. под натиском советских войск была вынуждена оставить кавказское побережье и морем эвакуироваться в Крым.
Однако уже к началу ноября в результате Нижнеднепровской операции Красной армии, армия оказалась вновь отрезанной от основных сил и запертой в Крыму. Советские войска заняли оборону в Северной Таврии, а также, применив старый «фокус», форсировали Сиваш и захватили плацдарм на его южном берегу. Также был отвоеван плацдарм в районе Керчи. Но на дальнейшее сил уже не хватило. Освобождение Крыма было отложено до весны 44-го.
Ситуация сложилась интересная: советской стороне пока было не до Крыма, но и немцам целая армия, сидящая там без дела, не помешала бы в каком-нибудь другом месте. Гитлер, однако, приказал Крым удерживать - судьба армии была решена. Всего 17-я армия насчитывала 235 тыс. солдат и офицеров в составе 5 немецких и 7 румынских дивизий при 215 танках и САУ, 3600 орудиях. На аэродромах базировались 148 самолетов. Кроме того, нужно учесть личный состав Кригсмарине, Люфтваффе, охранные, полицейские и прочие части. Снабжение группировки осуществлялось по морю.
Еще в декабре 1943 г. на аэродромы близ освобожденного г. Скадовск Херсонской обл. для пресечения вражеского судоходства с побережья Кавказа были переброшены часть сил 40-го БАП, 36-й МТАП, 11-й ГвИАП. В феврале 1944 г. к ним присоединился 23-й ШАП. Однако толку от их деятельности было мало. Вернее, бездеятельности. Большой отрыв от основных баз снабжения ВВС ЧФ не позволял в нужное время и в должных количествах доставлять горючее и боеприпасы. «Армейцы» в помощи отказали, своих проблем полно.
В марте под Скадовск перелетели 9-й, 43-й ИАП, 8-й ГвШАП, 5-й ГвМТАП (ч.с.), 30-й РАП (ч.с.). В ст. Сокологорная под Мелитополем базировались 5 ГвМТАП (ч.с.) и 29 БАП. Была образована оперативная группа «ВВС Северной Таврии». Всего она насчитывала 34 бомбардировщика, 23 торпедоносца, 66 штурмовиков, 239 истребителей, 15 разведчиков, 19 гидросамолетов.
На аэродромах Северного Кавказа оставались 6-й ГвИАП, 25-й ИАП, 8-й ГвШАП, 47-й ШАП, 13-й ГвДБАП.
Помимо авиации ЧФ, действия 4-го Украинского фронта (генерал армии Ф.А. Толбухин) поддерживала 8-я воздушная армия. Действия Отдельной Приморской армии (генерал армии А.И. Еременко) со стороны Керчи поддерживала 4-я воздушная армия. Неслабый авиакулак получился.
8 апреля наконец загрохотало: в наступление перешли войска 4-го Украинского со стороны Перекопа и Сиваша. 11 апреля загрохотало под Керчью. Поначалу вся авиация, в т.ч. и флотская, была направлена на поддержку наступающих войск. Но с прорывом обороны противника и выходом войск на оперативный простор, ВВС ЧФ переключились на морскую работу. Но все же 10 апреля одержана первая победа – у Сулины потоплен тральщик «Sperrbrecher-163». 11.04 у Евпатории совместно с торпедными катерами потоплен лихтер CNR-1468 (1200 т.), в море потоплен тральщик R-204 (150 т.) 12 апреля 23-й ШАП, 9-й ИАП и 11-й ГвИАП покинули Скадовск и отправились воевать под Одессу.
13.04 одержана новая победа – у Балаклавы потоплена быстроходная десантная баржа F-565С2 (220 т). 14-го там же потоплена F-569С2М, 15-го близ Ялты авиацией тяжело повреждена F-395С, потом добита торпедными катерами. В тот же день у Севастополя пошла на дно F-564С2. 16-го там же потоплена F-394С. 16.04 у Ак-Мечети потоплен каботажный транспорт «Wagrein» (260 брт.)
17.04 на минном поле у Сулины, установленном летчиками 5 ГвМТАП, подорвался и затонул лихтер «Dordonj» (930 т.). 22-го в открытом море поврежден авиацией и добит ПЛ М-35 танкер «Ossag», 24-го у Севастополя ушел на дно лихтер «Leo» (1300 т.), по нему нанесли удар 12 Ил-2 47-го ШАП.
А тем временем события на суше развивались стремительно: 10 апреля советские войска прорвали оборону 17-армии на Перекопском перешейке и устремились в крымские степи. 11 к вечеру Приморская армии освободила Керчь. Противнику ничего не оставалось, кроме как бежать в Севастополь. 16 апреля советские войска подошли вплотную к городу.
«Перепись населения» 17-й армии на 18.04.44 г. показала, что от армии осталось в строю 124 233 человека. В ходе наступления было взято в плен 43886 солдат и офицеров противника. Из них 17701 румыны.
Еще 12 апреля Гитлер, памятуя 250-дневную оборону города советскими войсками, приказал оборонять Севастополь до последнего солдата. Однако маршал Антонеску с ним не согласился и решил, что румынам уже незачем умирать в России. Еще до начала штурма морем было вывезено 38600 румынских военнослужащих. Было вывезено 723 словацких военнослужащих, 15055 бойцов добровольческих формирований из граждан СССР (немецкое командование сомневалось в их лояльности), 2559 военнопленных вместе с охраной, 3748 советских граждан на работу в Германию. Также были эвакуированы в Румынию 16000 военных и гражданских служащих Кригсмарине – немецкие моряки своих спасали в первую очередь. Всего до начала штурма морем эвакуировано 28394 немцев, в т. ч. 4995 раненых. Всего 89079 человек.
27 апреля командующий 17-й армией генерал-полковник Э. Йенеке запросил у фюрера разрешение на эвакуацию армии. Но Гитлер просьбу отклонил, генерал начал вывозить людей на свой страх и риск. За самоуправство и пораженческие настроения Йенеке 3 мая заменили в должности на генерала К. Альмендингера.
5 мая начался штурм. Уже к вечеру 9 мая Севастополь был освобожден. Остатки 17-й армии отошли на мыс Херсонес.
А советская авиация тоже не бездействовала. В ночь на 28 апреля МБР-2 сбросил осветительные бомбы над Севастопольской бухтой. Это позволило торпедным катерам атаковать и тяжело повредить морской охотник UJ-104 (100 т.). 10 мая он будет взорван немцами.
2 мая у Севастополя потоплен UJ-303. В море потоплен морской буксир «Junak» (444 брт.) – 10 Пе-2 40-го БАП. На советской мине в районе Варны подорвался и затонул UJ-2305. 3-го пущен на дно UJ-2304 (10 А-20 13-го ГвДБАП). 4.05. в Севастопольской бухте штурмовиками 8-й ВА поврежден морской буксир «Erzherzog Karl» (378 брт.). 5.05 авиация в море потопила лихтер «Bessarabija» (1489 т.), 6.05. БДБ F-132А (Пе-2 40-го БАП).
С улучшением погоды дела пошли веселее: 8.05 торпедными катерами восточнее Констанцы потоплен лихтер «Elbe-5» (1200 т.), а у Севастополя авиация потопила лихтер «Vistula» (1200 т.). 9 мая поврежден артиллерией и добит авиацией у Севастополя UJ-2303, там же отправились на дно танкер «Prodomos» (1907 т.), транспорт «Inga», грузовой мотобот «Hella», сейнер «Nadja». Кстати, 9 мая получен долгожданный приказ об эвакуации 17-й армии.
Но самый страшный день был 10 мая. У мыса Херсонес потоплен транспорт «Totila» (2773 брт.) – 30 Ил-2 8 ГвШАП и 47 ШАП, 10 А-20 13 ГвДБАП. Там же поврежден и добит летчиками 13 ГвДБАП в открытом море однотипный с ним транспорт «Teja». В том же налете у Севастополя потоплен морской буксир «Banat», БДБ F-335. Также у Севастополя потоплены сторожевые катера «Lus», «Sturmfogel» и G-324, тяжелые штурмботы (12,5 т.) №№ 1007, 1011, 1013, 1075, большие саперно-десантные катера (50 т.) PiLB-319 и 402, транспорт «Helga» (1919 т.). Транспорт «Danubius» (1489 брт.) отправили на дно 11 Ил-2 8-го ГвШАП, они же потопили UJ-310. Транспорт «Gеiserich» (712 брт.) – 6 Ил-2 8-го ГвШАП.
11 мая у Севастополя потоплены сторожевые катера (26 т.) G-3106 «Anderten» и G-3162 «Tilli». Танкер «Friedeike» (7327 брт.) в результате атаки ПЛ Л-4 получил тяжелые повреждения, затонул в Констанце. UJ-313 получил тяжелые повреждения от артогня в р-не Севастополя, дошел до Сулины и там затонул. Авиацией у Севастополя повреждена плавбаза «Romania» (3152 брт.), добита торпедными катерами в тот же день. Западнее Севастополя потоплен транспорт «Durostor» (1309 брт.) – 12 Пе-2 40-го БАП. В море ПЛ С-33 найдена брошенная БДБ F-130А. Высаженная на борт партия обнаружила, что палуба и помещения завалены трупами и умирающими. Экипаж бросил корабль. БДБ была добита огнем С-33. У Севастополя затонул МО UJ-309, поврежденный артиллерийским огнем.
Кроме того, отходя, немцы взорвали поврежденные транспорты «Kazak» (759 брт.) и «Erzherzog Karl» (378 брт.).
Ночь с 11 на 12 мая стала последней, когда немецкое командование пыталось эвакуировать свои войска. 12 мая генералы Беме и Мюллер начали переговоры о капитуляции. Все это время войска, зажатые на мысе Херсонес подвергались безжалостному артобстрелу и атакам с воздуха. В плен в итоге сдались 24360 солдат и офицеров. Из них 5100 румын. Потери ВВС ЧФ за время операции составили 33 самолета.
Сколько же удалось вывезти в Румынию солдат 17-й армии? Вот здесь начинается путаница. Несмотря на все бравурные рапорты и поздравления с успешной эвакуацией, по ее итогам назначено расследование с привлечением ведомства Гиммлера. Все участники, выгораживая себя, называли различные цифры. Мы будем рассуждать так: до 9 мая (приказа Гитлера об эвакуации) могли Крым покинуть только румыны, которых хотел уберечь Антонеску, раненые немецкие солдаты, пленные с охраной (сюда же можно отнести и забираемых на работу в Германию), добровольческие части, персонал Кригсмарине и Люфтваффе, оккупационные части, администрация. Их, как мы уже подсчитали, было 89079 человек. Но в Крым еще ведь и пополнение доставлялось – 1300 душ. С 3-го по 8-е мая было эвакуировано 3200 человек – в основном раненые. С 9-го по 13 мая в Румынию было доставлено еще 26700 человек. Люфтваффе за все время вывезли 21457 чел. ВВС Румынии 3056 человек. Итого: 143492 человека. Сколько из них было солдат и офицеров 17-й армии, а сколько из оккупационных, полицейских, морских, охранных, вспомогательных подразделении, мы, наверное, уже точно не установим. Все немецкие дивизии 17-армии, кроме одной, в которой осталось 600 человек, были расформированы.
К действиям советских ВВС в Крыму 44-го много нареканий. Но все же главное они сделали – оказали неоценимую поддержку советским войскам в освобождении полуострова и сорвали планомерную эвакуацию частей 17-й армии.