Проекты должны создавать ценность. Именно ее нужно иметь в виду при запуске проекта. Чтобы обозначить ценность, необходимо ответить на три последовательных вопроса:
1. Зачем мы делаем проект?
2. Как мы поймем, что достигли цели?
3. Что хотим создать в итоге?
Первый вопрос посвящен выгодам, которые мы хотим получить от реализации проекта. Пример из жизни — с партнерами хотели запустить бизнес, который бы приносил каждому основателю доход. Стремление заработать и было нашей целью. Цель проекта может быть разной — от того же желания получить доход и заканчивая желанием сделать проект, который усилит портфолио компании, но каждая целиком и полностью определяется людьми, которые желают запустить проект.
Ответ на второй вопрос указывает на конкретные метрики, благодаря которым мы поймем, что достигли цели. Здесь можно применять множество критериев, методику SMART, строить иерархии метрик, выделять среди них наиболее важные и так далее. В своем проекте мы выбрали одну простую метрику — доход каждого основателя должен быть не менее 50 тысяч рублей в месяц. Она показывала, достигаем ли мы цели или нет, способны ли мы делать деньги в бизнесе или нет.
Что хотим создать — это история про продукт проекта, что в итоге мы должны создать. У нас на выходе должен был получиться сервис, который помогал подбирать юристов. Как только команда определяется с продуктом проекта, она отвечает на третий вопрос. Продуктом может быть все что угодно — дом, мобильное приложение, новая технология или целый бизнес. Созданный продукт в итоге и должен приносить ценность людям, которые реализуют проект.
Почему порядок вопросов должен быть именно таким? Все дело в продукте, который получится в проекте. Продукт — решение, которое удовлетворяет потребности людей. В идеале каждый проект должен заканчиваться созданием какого-то продукта. И здесь есть два подхода:
1. Начать с решения, а потом определить потребности, которые он удовлетворяет
2. Начать с потребностей, детально их изучить, а потом выработать решение
В первом случае мы рискуем сделать в проекте продукт, который не будет удовлетворять потребности. Это означает, что люди зря потратили свою энергию, время и деньги на реализацию проекта. Чтобы такого не было, следует сначала определиться с потребностями, а потом под них создать решение, которое будет их удовлетворять. При таком подходе риск того, что мы делаем что-то не то, сильно снижается.
Последовательность вопросов именно такая, потому что она заставляет человека задуматься над тем, что он хочет, а только потом придумать продукт, создание которого позволит достигнуть ему своих целей. Если следовать такому подходу, то в результате проекта будет создан востребованный продукт. Поэтому перед запуском проекта следует сначала задаться вопросом "Зачем", потом "Как" и в конце ответить на вопрос "Что".
Предыдущие посты в блоге: