Исследователь ночи – Джим Джармуш выступил в совершенно нетипичном для него жанре и снял фильм про зомби. Удивительным образом он оказался гармоничным в его кинокарьере. Но почему после изысканных и грациозных вампиров («Выживут только любовники»), он выбрал своими героями неуклюжих и грязных зомби?
Поверить, что человек, снявший вошедшую в короткий список ВГИКа «Ночь на Земле», вдруг обратился к зомби-теме, было сложно. Но после начальных пяти минут все вопросы были сняты. Это не фильм про зомби, а фильм Джармуша. Неспешный, ироничный, нарочито условный (с этим связана самая смешная и постмоденисткая сцена фильма).
Не знаю, почему фильм раскритиковали в мире. Подготовленному зрителю, критику или киноведу, он должен зайти даже лучше, чем обывателю. В фильме куча пасхалок («Звездные войны», «Убить Билла», «Властелин колец» и т.д.) и самоцитат, но здесь это не основная цель. Случайный зритель, заглянув на фильм про зомби, найдет интересный и необычный фильм про зомби, ироничный и заигрывающий с жанром.
Прямой посыл, как всегда у Джармуша – прост и понятен. Но для режиссера важна не столько сама история, а способ её рассказать. И способ этот необычен.
Джармуш разрешает зомби-апокалипсис неожиданно, кажется, нарочно наоборот. Вот, например, у него есть бравый отряд полицейских (Билл Мюррей, Адам Драйвер, Хлои Севиньи). Если бы вопрос с командой мечты решался голливудскими продюсерами, то девушка, отважно рубящая зомби была единственным возможным вариантом. Но у Джармуша, девушка-полицейский, чувствует себя плохо, когда видит трупов, нуждается в мужской опеке, и, в конце концов, сдается, так и не замочив ни одного упыря.
Есть у Джармуша и супер-герой. Героиня Тильды Суинтон, будто всю жизнь ждала зомби-апокалипсиса, и точно сможет за себя постоять. Вот, она красиво срубает головы с плеч своим самурайским мечом, вот, спокойно выбирается из участка облепленного зомби, и, кажется, разрабатывает план спасения. На неё-то мы, вместе с героями заключенными в машине, и уповаем. Но супер-героиня, вместо того, чтоб спасти человечество – улетает на свою планету, а двое выживших остаются безнадежно брошенными посреди поля кишащего зомби. Финальный бой, такой похожий на конец «От заката до рассвета», тоже не приносит заветного хэппи-энда.
Ведь не напрасно сержант Питерсон (герой Адама Драйвера, смешно, правда?) с самого начала говорил, что это все добром не кончится. Точно не кончится, ведь Джармуш дал ему сценарий целиком, и он прочитал, что кончится все плохо. Подготовленные этой сценой, мы зрители, все равно надеемся на лучший исход для героев. Ведь слишком уж они похожи на нас. Кто-то из нас хипстеры из Кливленда, кто-то гик-продавец на заправке, а кто-то, прости Господи, кондовый республиканец, принявший зомби за мексиканцев.
Все мы, более или менее, обычные люди из Центровилля, немного свысока смотрящие на отшельника Боба (Том Уэйтс). Об этом и говорит в лоб мораль фильма. Мы - общество потребления, которое само себя ведет на смерть. Поэтому самое страшное в этом фильме про зомби, не кровавое месиво, не нашествие зомби и не фиолетовая луна. Самое страшное, представить, что после смерти ты будешь одним из тех, кто ищет бесплатный Wi-Fi.