А нам точно не понять, почему Трамп продвигает одни темы и задвигает другие? Понять можно, но открытые массовые источники позволяют сделать это плохо. Но мы попробуем!
К сожалению, о действующем американском президенте в доступном нам инфопространстве слишком много нелепых баек и слишком мало нормальной аналитики.
Есть смысл рассмотреть его действия в двух направлениях: Израиль и Венесуэла. Важно, поскольку приписывать трамповцам произраильскую политику ошибочно, как и антимадуровскую.
Самые годные для анализа пособия обнаружены на сайте voltairenet.org, где множество материалов обобщены в недавней статье «Как Дональд Трамп решает израильско-палестинский вопрос», хотя отдельными аспектами аналитики сайта занимались ещё за годы до прихода Трампа на пост.
Главный вывод по поводу плана Трампа решить израильско-палестинскую проблему: он основан на двух столпах — мирного решения конфликта с удовлетворением чаяний всех сторон нет и быть не может, а столп второй — единственный образец, который человечество может всерьёз рассматривать, это история американских индейцев и бледнолицых.
Геноцид коренного населения стал трагической реальностью в США, когда план президента Джексона был «модифицирован» корпорациями, воинственной частью переселенцев и военщиной, в частности знаменитым убийцей Кастером.
По тем временам план был здравым и выполнимым, хотя никак не сочетался с понятиями индейцев о праве на землю, т.е. с привычным отношением бледнолицых захватчиков к земле, как к товару.
Есть отличия проблем Израиля и Штатов — хоть США и стали страной, сбросившей колониальное британское иго, но появились вследствие реализации пуританского проекта Кромвеля и сразу устраивались в интересах британских переселенцев.
Тот же Кромвель создавал проект использования евреев в интересах Британии ещё в XVII веке, с модификациями проект был реализован, но изначально в интересах империи, а не для того, чтобы осчастливить переселенцев.
Важный аспект: оба проекта привели к воплощению новых общественных моделей (стран, государств) в соответствии с религиозными принципами пуританской («христианской») секты.
Отличия: в Америке была несостыковка культур, но не было проблем с территориями. В Палестине есть проблема территорий, но мало или даже нет критичной несостыковки культур.
Ещё отличие: индейцы численно убывали, а наседавшие бледнолицые численно стремительно прирастали. В Палестине Израиль относительно стабилен, считается даже, что иммигрантов в течение последних лет меньше, чем эмигрантов из Израиля, а число арабов растёт.
Последнее: индейские племена, выжившие после массового истребления, согласились на мирное сосуществование. Тогда в США той поры единственным мирным решением было бы слияние двух народов, хотя и условно двух — и индейцы, и «бледнолицые» были представлены очень пёстрым составом, а с прибытием сотен тысяч африканских рабов стало ещё пестрее.
Слияние затянулось не только из-за культурной пропасти, но и по многим другим причинам. Однако культуры оказались настолько плохо совместимы, что аналогом палестинского «дня Накба» индейцы могли бы считать два, а то и три века.
В Палестине сегодня нет пропасти типа той, что поглотила индейскую цивилизацию. Трамп и его штаб полагают, раз нет пропасти, то и геноцид можно заблокировать. Тогда решение палестино-израильской проблемы станет перлом в списке заслуг, а имя Трампа будет вписано в анналы планеты золотом.
План Трампа торпедируется сердитым альянсом ястребов. Одну из стай возглавляет Шелдон Адельсон (Sheldon Gary Adelson), лет десять-двенадцать назад он считался шестым среди планетарных богатеев. Кстати, Адельсон — один из главных спонсоров Республиканской партии США.
Поскольку ясно, что фигура мощная, стоит учесть, что занят дедушка Шелдон разрушением палестинской инфраструктуры, добиваясь в интересах международной и внутриизраильской ястребиной группы бегства палестинцев из-за проблем и прекращения существования палестинского народа как субъекта конституционно-правовых отношений.
Острота момента: Трамп препятствует израильским политикам ястребиного крыла, после соглашений в Осло (первое было тайно подписано в Осло 20 августа 1993 г.) взявшим курс на обострение, вытеснение и истребление. Разумеется, получает сопротивление. Решается проблема: два народа — два государства или одно государство — два народа, впоследствии — один.
Если Трамп проложил бы тропу к образованию одного смешанного народа, затмил бы славу седьмого президента США Джексона. Но и тут нашлись свои упёртые и «кастеры».
Палестинская администрация уповает на ООН, а Трамп не признаёт актуальными желания, не реализуемые уже 70 лет, хоть и заявленные на всю планету. И трамповская «сделка века» остаётся без реализации.
Трезвая оценка: опора на англо-саксонское право при нарушении международного — путь к войнам. Это особое право: оно допускает сделку между сторонами конфликта любой ценой. Для классовых разногласий и жёстких споров это всегда путь к насилию доминирующего класса над проигравшими, в международном поле так описывается «право сильного».
В итоге видно, что план Трампа, в отличие от системы ословских соглашений, опирается на международные порядки, реален и гуманнее, чем семидесятилетняя система превращений ссор в конфликты, а их в войны и так до последнего спорщика.
Рана, ежегодно воспаляющаяся в День Накбы болит не меньше, чем у тех, кто серьёзно относится к еврейскому холокосту.
В следующей части венесуэльские дела и общий вывод...