Найти тему
Tamara Sardaryan

Никто никому ничего не должен (?)

Я знаю историю, когда один вполне состоявшийся успешный мужчина, услышав эту фразу на каком-то тренинге по лидерству, быстренько собрал чемодан и съехал от жены.

А если, например, ее сказать в женской компании, то реакции будут от «да зачем мне он такой нужен, который ничего не должен, как на него положиться» до «да зачем он мне такой нужен, который только из чувства долга со мной будет». И кстати, споры на эту тему всегда ведутся нешуточные, сама видела. Накал страстей зависит от жизненной ситуации каждой из его участниц и количества выпитых бокалов в процессе.

Не фраза прямо, а яблоко раздора.

А причина в том, что эта фраза полностью состоит из слов-конфликтогенов.

Конфликтогены – это такие слова или факторы, которые провоцируют конфликты и недопонимание.

Давайте разберем их, и заодно посмотрим, каких слов стоит избегать, чтобы жить мирно:

1. Слова, выражающие категоричность – «никто», «никогда», «никому».

2. Слова долженствования. Вообще, слово «должен» может употребляться только в отношении событий, вероятность наступления которых более 90%. То есть, утром солнце встать должно, а вот ты сам…. Ну, конечно, хотелось бы

3. Слова с размытым значением, которые могут пониматься по разному. «Свобода», «долг», «совесть» и т.п., - философы посвящали целые тома поиску истинного смысла этих явлений, а мы кидаемся в спор, даже не уточнив как именно человек их понимает.

-2

Отсюда вывод: фраза – конфликтоген прекрасно делает свое дело – цепляет людей за живое и втягивает в безрезультатные споры. При этом смысловая нагрузка в ней минимальная, поскольку пока не будет ясно кто – никто, кому – никому, и чего – ничего, никаких практических выводов сделать не удастся.

И пара советов, чтобы не попадаться на конфликтные крючки:

1. Обсуждайте вещи не абстрактно, а конкретных живых и актуальных примерах.

2. Перед началом (или в процессе) разговора сверяйте терминологию, чтобы быть уверенным, что вы правильно друг друга понимаете

3. Начиная любое обсуждение, держите в голове к чему вы хотите прийти (часто бывает, что человек хочет вроде бы услышать мнение со стороны, но вместо того, чтобы его с благодарностью принять, начинает оспаривать)

4. Следите за своими эмоциями. В процессе споров эмоциональный градус неизбежно поднимается, и есть риск потерять контроль над собой и наговорить лишнего. Лучшим подсказчиком в контроле эмоций будет ваше собственное тело – отслеживайте его сигналы (становиться жарко, кровь приливает к голове, холодеют руки и т.п.). И это будет самый подходящий момент взять паузу и сделать пару глубоких вдохов и выдохов.