Современное искусство - вещь настолько специфическая, что затрагивать ее без пиетета может только социальный камикадзе. Попробуй сказать что-то не так, и почти гарантированно прибежит толпа женщин, чтобы объяснить, что ты: а)ни черта не понимаешь; б) идиот; в) сам идиот.
Но в моем профиле в Твиттере написано, что толерантность - одно из самых вредных изобретений человечества, поэтому я все-таки решил посетить Музей современного искусства на Петровке, где открылись экспозиции барселонца Жауме Пленса и сборный вернисаж под названием "Дисморфофобия" (это когда человек так обеспокоен несовершенством своего тела, что кушать не может и вообще становится психом).
До сегодняшнего дня самым запоминающимся из музеев современного искусства в моей персональной истории был музей Гугенхайма в Бильбао.
Потрясающая архитектура здания и технологии строительства совершенно справедливо сделали из него подлинное украшение всего атлантического побережья Испании. К представленной в нем коллекции отношение было более сдержанное, поэтому, наверное, и не стал отписываться по горячим следам (всё-таки, толерантность заразна). Хотя зря, был у меня там любимый экспонат - "муданза". По-испански это перемены, переезд.
Потом я неоднократно видел подобные инсталляции уже дома, при подготовке мероприятий на открытом воздухе. А когда выяснилось, что один таджикский рабочий из "Жилищника" собирает ее за пару минут, имя "муданза" запомнилось навсегда.
Ну так вот. Барселонец Пленса оказался крепким профессионалом. Не скажу, что сильно пробирает - многие российские дизайнеры такие инсталляции сочиняют на раз. Но деревянные головы очень неплохи, а от азиатских гонгов с трудом увел жену, очень уж было забавно слушать, как они рокочут в тихих залах.
Зато психи с третьего этажа, дисморфофобы развлекли основательно. Куча женской одежды под потолком означает, например, что автор обеспокоен чрезмерным потреблением и считает, что людям не нужно столько вещей.
Вот - жалоба на маленькое CV,
а вот автор задает серию типичных вопросов плохо учившегося подростка, вдруг выяснившего, что жизнь - это не только тусовки, а еще и труд (если, конечно, умеешь).
Из динамика звучит негромкий монолог девушки, потрясенной этим фактом. Типичный плач нищего под березой. Дослушать не смог.
Мощнее всего выглядело некое, довольно страшное туловище, снабженное гирляндой бумажных цветов, из тех, что на кладбищах в ходу.
Туловище снабжено пояснительной запиской, которую я читал несколько раз, пытаясь понять смысл, но понял лишь, что лучше сразу к медикам. Они разберутся, в конце-концов, дисморфофобия - это психическое.