Медпредставители к нам пришли вместе с рынком в 90-х годах прошлого столетия. Их еще называют медрепами (MedRep — Medical Representative с английского), а также просто медпредами. Часто простой народ воспринимает их как каких-то обычных рекламных агентов. Это совсем не так. Особенность профессии медпредставителя обусловлена особенностью медицины, как таковой, и вообще всех наук, связанных с живыми системами. Эти научные дисциплины невероятно сложные, чем объясняется, например, резкая смена концепций в медицине на прямо противоположные раз в 10 лет. Это я утрирую для большего понимания, что наука в настоящее время еще мало что понимает в живых системах и в человеческом организме, в частности. Несмотря на огромный объем накопленной информации.
Поэтому в 90-х годах прошлого столетия, когда мы с энтузиазмом перенимали с Запада все их рыночные «фишки», в медрепы брали лишь ученых с соответствующими учеными степенями. Но со временем, когда постперестроечная эйфория немного спала, а рынок взял свое, такие жесткие критерии, конечно, смягчились. В настоящее время любая легальная и уважающая себя фармкомпания в качестве медпредставителя видит человека с высшим медицинским образованием, имеющим опыт работы врачом или медпредставителем от 3-х лет. Это в среднем. Естественно, здесь нет ничего общего с рекламным агентом, кем может стать любой без специфического образования.
Возьмем, например, какую-нибудь компанию в Берлине, которая выпускает аппараты для МРТ-исследований. Это же не хлеб, с которым все знают, что делать. Для столь сложной аппаратуры нужны специалисты, помогающие ее освоить. То есть для компании, выпускающей аппараты для МРТ, наличие штата медпредставителей-экспертов жизненно важно. Как и жизненно важно это и для лечебной организации, приобретающей подобную аппаратуру, что, в свою очередь, отражается на успешности диагностики и лечения конечного потребителя, то есть нас, простых людей. Вот так простая схема отражает правильные взаимоотношения на рынке, когда выгода компании-производителя – это выгода и всех тоже.
Аналогичная ситуация и с лекарственными средствами. Современное лекарственное средство – это не мифическая волшебная пилюля, которую выпил и забыл. Чтобы это понять, достаточно почитать любую аннотацию, в которой будет куча показаний и противопоказаний, побочных действий, особенности механизма действия, правила приема и т.д. И это все должен учитывать врач. А теперь представьте, что таких лекарств не 10 и не 100, а 15 000!
Чем сложнее область науки и сфера деятельности, тем больше будет оппонентов со своим «особым» видением ситуации. В сфере автомобилей могут быть чиновники, решающие за Вас, на чем Вам ездить. Они будут утверждать, что все машины одинаковые, что все автомобили имеют 4 колеса, кузов и двигатель, и все они ломаются. Поэтому зачем Вам немецкий автопром или японские автомобили? Забудьте!
Также и в фармацевтике найдутся оппоненты, которые будут утверждать, что 15 000 лекарств – это миф для лохов, что на самом деле оригинальных лекарств всего, например, 2 000, а остальное – дженерики, то есть производятся не оригинальным разработчиком. При этом забудут упомянуть, что дженерики могут быть в 3 раза дешевле оригинальных лекарств и что они выпускаются законно по той же формуле, что и у оригинального препарата.
Другие оппоненты, наоборот, заявят об «ужасных фармкомпаниях, которые наживаются на больных», так как выпускают сверхдорогие оригинальные препараты. Что нужно разрешать использовать только дженерики. При этом забудут упомянуть, что оригинальные препараты – это зачастую небольшой прорыв в медицине, который может спасти тысячи жизней, когда дженериков еще нет.
Сразу после выхода на рынок оригинального лекарства дженериков не будет некоторое время, что регулируется законодательством. Потому что оригинальная компания вбухала миллиарды в изучение, разработку и т.д., и в период действия патента на интеллектуальную собственность производить оригинальный препарат может только компания-разработчик. После окончания действия патента и появления дженериков не факт, что дженерики будут такими же эффективными и безопасными.
Также может быть всё наоборот, когда дженерики будут более эффективными и безопасными, чем оригинальное лекарственное средство, что связано со сложностью, как я ранее отмечал, медицины и всех наук о живых системах. Все дело в том, что организм реагирует не только на действующее вещество, но и на вспомогательные вещества, на степень очистки, на технологии производства, которые могут быть разными. И разность эффектов для организма может быть ощутимой: например, один препарат с действующим веществом нужно будет принимать 3 раза в день с кучей побочных эффектов, а другой препарат другой фирмы, но с тем же действующим веществом нужно будет принимать всего 1 раз в неделю с минимумом побочных эффектов.
Третьи оппоненты со своим «особым» видением заявят, что нужно учитывать только МНН, которых, например, всего лишь чуть больше 1 000. МНН – это международное непатентованное название. Например, Аспирин – это оригинальный препарат, торговое название. Его основное действующее вещество – это по МНН ацетилсалициловая кислота. Вся ошибочность суждений таких специалистов уже раскрыта в описании суждений вторых оппонентов.
Другими словами, как в автомобильной сфере, здесь тоже находятся «свои специалисты», готовые за врачей решать, что им назначать, как назначать, кому назначать, что писать и т.д. Естественно, от этого страдают простые люди, пациенты, конечные потребители. И если с автомобилями простой человек понимает, как ущемляют его права, то в медицине все намного сложнее. И вот уже кто-то уполномоченный сказал «фас» на медпредставителей или на фармкомпании, а замученный народ радостно подхватил, ведь нужно на ком-то отыграться за свои страдания.
А что, по сути, делает медреп? Медпредставитель – это официальный медицинский представитель компании, которая производит конкретное лекарственное средство со своими особенностями, механизмом действия, показаниями и противопоказаниями, плюсами и минусами. Другими словами, медпред – это очень узкий специалист, медэксперт в своей очень узкой области. Например, в области урогенитальных инфекций. Или, например, в области нейропротекции, что актуально при инсульте.
Представьте, у человека инсульт, решается вопрос жизни и смерти, человек может оказаться прикованным к постели до конца своих дней. И какой-то чиновник вдруг решает, что врачу, который пытается спасти этого инсультника, незачем контактировать с медпредставителем, медэкспертом в области инсультов. Или можно контактировать только после его личного разрешения. Здесь всё с чиновником вполне понятно. Потому что это не у него же инсульт.
Поверьте, любой человек перед лицом смерти переберет ВСЕ ВАРИАНТЫ, чтобы выжить. Тот же чиновник забудет про все навязываемые им самим стандарты и ту же «доказательную медицину», которая актуальна лишь для насморка. По теме так называемой «доказательной медицины» я, кстати, позже подготовлю отдельную статью.
Вместо огромного количества информации я просто, в итоге, показал жизненную ситуацию. В жизни все не так просто и стандартно, как могут ее представлять себе и показывать Вам лощенные и самодовольные «специалисты», щеголяющие учеными степенями или полномочиями.
По данным аналитических агентств, бОльшую часть информации о новых лекарственных средствах, об особенностях и механизме их действия врачи получают именно от медрепов. То есть они фактически участвуют в повышении квалификации врачей. Поэтому, учитывая специфику работы медпредставителей, они неотъемлемая часть любого лечебного процесса.
Если Вам понравилась моя статья – поставьте лайк, с помощью значков соцсетей снизу поделитесь впечатлениями со своими друзьями. Если Вы не хотите пропустить другие статьи по разным вопросам нашей жизни с неожиданной точки зрения – подписывайтесь на мой канал.