Найти в Дзене

Железная дорога Мурапталово - Тюльган. Остатки былой мощи Советской угольной промышленности

Сегодня решил поделиться архивным рассказом о походе по железной дороге, который совершил ещё в 2017 году.

На границе республики Башкортостан и Оренбургской области, на пограничной станции Куйбышевской и Южно-Уральской железной дороги - Мурапталово начинается тупиковое ответвление железной дороги в посёлок Тюльган Оренбургской области.

Идея посетить данную ветку у меня уже существовала продолжительное время, но не было компании что бы это осуществить, одинокие походы если можно так сказать не в моём вкусе, вместе всегда веселее. Компанию мне составил мой товарищ Глеб Козлов.
К слову о Тюльгане. Тюльган - посёлок, центр Тюльганского района Оренбургской области России. Основан в 1959 году в связи с обнаружением месторождения угля. Основное предприятие - ПАО "Оренюургуголь" ведёт добычу угля с Тюльганского угольного разреза.

К слову о движении поездов на этом участке. Оно представлено в среднем одной парой поездов в сутки, в Тюльган порожняк, а обратно гружённые вагоны, в основном с углём.

Выдержка из графика исполненного движения за некоторые дни мая месяца 2017 года
Выдержка из графика исполненного движения за некоторые дни мая месяца 2017 года

Состояние железнодорожного полотна оставляет желать лучшего, накат очень слабый.Скорость по перегону -  30-40 км/ч. по ж/д перездам - 20 км/ч.

Мост через речку Юшатырь. Перегон Владимировская - Мурапталово, вид в сторону станции Владимировская
Мост через речку Юшатырь. Перегон Владимировская - Мурапталово, вид в сторону станции Владимировская

В Советское время в разные годы здесь существовало пассажирское и пригородные поезда. На данный момент пассажирское движение на участке отсутствует.

Отрывок из служебного расписания за 1988 год
Отрывок из служебного расписания за 1988 год

На участке имеется одна промежуточная станция - Владимировская. Перегон оборудован полуавтоматической блокировкой.
Спустя некоторое продолжительное время пешего хода мы в достигли предупредительного светофора станции Владимировская (литер ПСЧ) .

-5

А не вдалеке уже показался входной светофор на станцию Владимировская.

-6

Примичательно что счёт килломентров идёт не от Мурапталово, а от Дёмы.

Станция Владимировская имеет 3 приёмо-отправочных пути (3-й путь закрыт), 2 подъездных пути:  не действующий на Владимировское ХПП и действующий на асфальтный завод - на него возят щебень. Также есть пассажирская платформа и здание вокзала (закрыто) в котором находится пост ЭЦ и околоток для путейцев.

Чётная горловина станции Владимировская
Чётная горловина станции Владимировская
Платформа
Платформа
Бывший вокзал
Бывший вокзал
Вид с подъездного пути хлебоприемного предприятия
Вид с подъездного пути хлебоприемного предприятия
Водонапорная башня
Водонапорная башня
Нечётная горловина. Слева отходит подъездной путь на асфальтный завод
Нечётная горловина. Слева отходит подъездной путь на асфальтный завод

После не продолжительного отдыха на станции мы выдвинулись дальше.

Перегон Тюльган - Владимировская, вид в сторону станции Тюльган
Перегон Тюльган - Владимировская, вид в сторону станции Тюльган
Перегон Тюльган - Владимировская, вид на станцию Тюльган. Предупредительный светофор на станцию Тюльган (литер ПСЧ)
Перегон Тюльган - Владимировская, вид на станцию Тюльган. Предупредительный светофор на станцию Тюльган (литер ПСЧ)

Вот вдалеке уже виднелась станция Тюльган, мы медленно, но верно к ней продвигались, показалась станция и... опоры контактной сети! Сначала думали что это опоры для ночного освещения, но нет, это были именно опоры для контактной сети!

Станция Тюльган
Станция Тюльган

В начале это нас сильно озадачило, но в последствии пазл сложился. Мы продвигались дальше в глубь станции, какой-либо подвижной состав на ней отсутствовал.

Пассажирская платформа. Справа виднеется пост ЭЦ
Пассажирская платформа. Справа виднеется пост ЭЦ
Бывший вокзал. Сохранилась даже табличка с названием станции. Сейчас в нём располагается ЦФТО
Бывший вокзал. Сохранилась даже табличка с названием станции. Сейчас в нём располагается ЦФТО

И вдруг мы увидели как в дальнюю горловину станции въезжали два тепловоза ТЭМ! Это нас немного приободрило, т.к. это первые локомотивы которые мы увидели на этой линии за дань. Но за станции уже начинался угольный разрез и перед нами стал вопрос стоит ли вообще туда идти дабы не иметь проблем с охраной которая там по идее должна быть. Но мы решили всё таки идти. Дошли до тепловозов, мы застали момент пересменки локомотивных бригад. Всего было человек 5. Мы решили начать разговор с обычного вопроса "Как пройти в посёлок?" В итоге слова за слово и мы разговорились. От машинистов удалось выяснить что раньше все пути в угольном разрезе были электрифицированы, вагоны с углём с разреза на станцию вытаскивали тяговые агрегаты ПЭ2У, после чего их забирали тепловозы 2ТЭ10М и вывозили в Кумертау. В 90-х года как было и по всему бывшему Союзу разруха, работы нет, добыча угля сильно снизилась, тяговые агрегаты по пилили на металл и сдали вместе с проводами контактной сети. На данный момент добыча угля возобновлена, но не в прежних объёмах, в сутки выдаётся в среднем 10 вагонов с углём. На предприятии (ПАО "Оренбургуголь) работает два маневровых тепловоза: ТЭМ2-7282 и ТЭМ2УМ-487 которые также как раньше тяговые агрегаты вытаскивают из разреза гружённые вагоны и оставляют на станции Тюльган, после чего их забирает тепловозы приписки ТЧЭ-20 Стерлитамак. От машинистов также удалось выяснить что сегодня (27.05.2017) вывозной поезд был утром, привёз порожние вагоны и забрал гружённые. Поэтому мы на перегоне поезда так и не дождались. От станции также есть путь к двум предприятиям, но с них вывоз практический не осуществляется. Между разговоров попросили разрешения сфотографировать тепловозы и залезть в кабину в следствии чего мы получили положительный ответ.

ТЭМ2-7282
ТЭМ2-7282
Пульт управления
Пульт управления
ТЭМ2УМ-487
ТЭМ2УМ-487
Место машиниста
Место машиниста
Место помощника машиниста или составителя
Место помощника машиниста или составителя

Поблагодарив мужиков за разговор и пожелав им хорошей работы мы выдвинусь в сторону посёлка что бы попасть в Мурапталово, а оттуда в Оренбург. По дороге сделал несколько кадров с места, где начинались пути угольного разреза.

-23
-24

После того как выбрались в посёлок мы уехали в Мурапталово. На переезде в Мурапталово сделал фотографию.

Перегон Мурапталово - 24 разъезд (Октябрьское) вид на станцию Мурапталово слева и перегон Мурапталово - Владимировская, вид на станцию Мурапталово справа
Перегон Мурапталово - 24 разъезд (Октябрьское) вид на станцию Мурапталово слева и перегон Мурапталово - Владимировская, вид на станцию Мурапталово справа

На этом наша поход в Тюльган закончился. Жду ваши отзывы о статье в комментарии