Недавно оформляя новую пластиковую карту, мне пришлось подписать заявление, в котором обнаружился целый ворох «согласий». А ещё раньше, другой банк попросил меня (сначала по SMS, а потом и при личном посещении) подписать новое согласие на обработку персональных данных, в связи с изменениями в работе банка.
События несвязанные, но их обобщает одно — согласие на обработку персональных данных было совмещено с согласием на обработку биометрических данных — т.е. согласием на фотографирование.
Вообще, есть ряд ситуаций, в которых можно ждать, что вас сфотографируют: это подача заявки на кредит, фотография в досье (от неё вполне можно отказаться), сбор биометрических данных для системы и фотографирование в рамках процедуры идентификации при личном визите в банк. Именно о такой ситуации я и хочу поговорить.
Зачем банкам фотографировать клиентов при идентификации
Честное слово, мне кажется сами банки, точнее те, кто всё это придумал, не совсем понимают, зачем им это нужно.
Если вы обратитесь с таким вопросом к специалистам банка на любом доступном уровне (к операционистам и руководителям дополнительных офисов, в колл-центр банка или напишете претензионное заявление), то получите ответ, который будет гласить:
Законодательством предусмотрено право кредитной организации самостоятельно определять сведения/документы, необходимые для идентификации клиента. Вас фотографируют на основании внутрибанковского нормативного документа, утвержденного протоколом заседания правления Банка.
Основным документом для идентификации клиента в операционном офисе является паспорт.
Это реальная цитата из письма одного банка.
Вам что-то понятно? Мне понятно только одно: банк решил, что хочет фотографировать и потому фотографирует. И появляются вопросы:
Действительно ли при фотографировании осуществляется идентификации.
Т.е. будет ли на основании фотографии приниматься решение обслуживать или не обслуживать клиента?
Банки на этот вопрос отвечают приблизительно так:
Да, фотографирование происходит в рамках идентификации. Если посторонний человек придёт с вашим паспортом, то его не обслужат.
Вообще его не должны были обслуживать и без всякого фотографирования. Сотрудник смотрит в паспорт и на клиента, а потом принимает решение обслуживать человека или нет. Вообще, в некоторых банках даже специальное обучение проводят, как проверять тот ли человек перед вами, чью фотографию вы видите в паспорте или нет.
Собственно, почему бы и нет — дополнительный контроль не проверяет. Но тогда возникает второй вопрос:
Что будет если «программа» решит, что вы — это не вы
Я легко могу представить ситуацию, когда программа не смогла определить сверить меня с моей предыдущей фотографией. Допустим, у меня сменится причёска, я отращу или сбрею бороду, меня укусит пчела или просто произойдёт сбой в системе распознавания. Что же тогда будет? Банк скажет: приходите с тем лицом, с которым были два года назад?
Банки говорят, что этого опасаться не стоит:
Основным документом для идентификации клиента в операционном офисе является паспорт. Идентификация по биометрическим данным является дополнительной.
Понятно, что без паспорта в банке обслуживать не могут. Но что будет, если не пройдёт дополнительная идентификация?
В разных банках мне ответили по-разному:
В одном, сказали, что в этом случае клиенту будет автоматически отправлено SMS-сообщение с кодом, который будет использован для проведения дополнительной идентификации.
В другом банке, мне ответили, что если у сотрудника банка возникнут сомнения, он произведёт звонок на основной номер телефона, который указан у клиента в системе.
Вопрос о том, что будет, если в банк придёт человек, который вместе с паспортом украл и ещё и телефон клиента, остаётся открытым.
Зачем тогда нужна банкам такая система идентификации?
Получается, что вся эта процедура бессмысленна? Пожалуй, в качестве процедуры идентификации, в ней особого смысла нет. Всё равно клиента, если он сделает себе пластическую операцию, а потом придёт в банк — обслужат.
Для чего тогда собираются эти фотографии?
На мой взгляд, тут «объединяются» разные причины:
- Если фотография клиента действительно анализируется (сверяется с предыдущими), то это действительно может предотвратить от ситуаций, когда кто-то пытается по чужому паспорту получить деньги с вклада. Дело в том, что по фотографии в паспорте очень часто довольно сложно понять действительно ли перед тобой сидит тот, на чьё фото ты смотришь. Вообще, сотрудников должны этому учить. Но лишняя перепроверка не помешает.
- Контроль за собственными сотрудниками. Периодически случаются истории, когда сотрудники банка оформляют кредиты на случайных людей. Фотография в момент оформления заявки даёт однозначный ответ, был ли клиент в этот момент на месте или нет. То же самое касается и банковских карт — в погоне за выполнением плана по выдаче карт, сотрудники могут оформлять карты на клиентов, которые об этом не просили.
- Потому что есть веб-камеры — значит надо их использовать. Честное слово, я не удивлюсь, если окажется, что решение о том, что нужно фотографировать вообще всех клиентов, а не только заемщиков, принималось в связи с тем, что в банке есть веб-камеры. Ведь когда-то было как? Был один сотрудник, выдающий кредиты и у него на рабочем месте был сканер для документов и была веб-камера. Потом банки решили, что все сотрудники должны быть универсальными и веб-камеры появились у всех. И… раз они есть у всех, то теперь ими можно фотографировать всех клиентов. На всякий случай.
Не хочу фотографироваться — что делать?
К сожалению, выбор не велик: или быть клиентом этого банка или нет.
Правда, нужно понимать, что тенденция на внедрение систем, использующих биометрическую идентификацию, существует. И тот банк, в котором сейчас не фотографируют, через какое-то время может тоже «дойти до этого».
Вас попросят подписать обновленное согласие на обработку персональных данных, где будет прописано и согласие на сбор биометрических данных.
И вам снова придётся делать выбор.
Рекомендую прочитать
С чем вы соглашаетесь, подписывая заявление на банковскую карту — можно ли отказаться?
Почему сотрудникам банков запрещают фотографировать (экраны и документы)