19 июля в Ормузском проливе Корпус стражей исламской революции Ирана захватил британский танкер «Stena Impero», следовавший в порт Аль-Джубайль в Саудовской Аравии из порта Фуджейра в ОАЭ.
Департамент по связям с общественностью КСИР заявил в пятницу, что судно под названием «Stena Impero» было конфисковано «по требованию портов и морской организации Хормозгана при прохождении через Ормузский пролив за несоблюдение международных морских правил». Согласно заявлению, танкер был доставлен к берегу для прохождения необходимых судебных разбирательств.
В компании «Northern Marine Management», которой принадлежит судно, сообщили, что на борту «Stena Impero» находились 23 члена экипажа.
Глава МИД Великобритании Джереми Хант сообщил прессе:
«Мы не рассматриваем военные варианты, мы ищем дипломатический способ разрешения этой ситуации. Совершенно ясно, что это должно быть решено дипломатически».
Ранее лидер исламской революции аятолла Сейед Али Хаменеи осудил незаконный захват нефтяного иранского танкера «Grace-1», который произошел 4 июля в Гибралтаре , предупредив, что акт «пиратства» не останется без ответа.
«Если Британия не выпустит иранский нефтяной танкер , власти обязаны захватить британский нефтяной танкер», — такие заявления исходили от КСИР, в частности от майора гвардии Революции Мохсена Резаи, секретаря Совета по оперативной деятельности Ирана.
Сразу же после известия о захвате британского танкера, у большинства политиков была основной версией — это и есть обещанный ответ со стороны Ирана.
Главный американский политик сразу же поспешил высказаться:
"Этот инцидент наглядно показывает, что я говорю об Иране: проблемы. Ничего, кроме проблем", сказал Д.Трамп.
Пострадавшая сторона, Великобритания, в очередной раз продемонстрировала свои двойные стандарты: в то время когда имеются факты нарушения танкером правил судоходства, по мнению английских политиков это Иран нарушает "свободу судоходства":
«Мы глубоко обеспокоены недопустимыми действиями Ирана, которые представляют собой явный вызов международной свободе судоходства», - заявила пресс-секретарь после ночной встречи британского комитета по чрезвычайным ситуациям COBRA.
Более мягко отреагировали Германия и Франция, призвав Иран освободить танкер, захват которого Берлин назвал «опасным дальнейшим обострением и без того напряженной ситуации», - здесь все политически верно: в результате инцидента, ситуация действительно обострилась еще более, Иран мог бы "простить" нарушителя, но не захотел этого делать.
Однако, если принять во внимание дополнительные факты, то складывается впечатление, что капитан «Stena Impero» целенаправленно вел свой корабль в «иранский плен».
Давайте рассмотрим, какие же именно нарушения инкриминируются британскому танкеру:
- судно отключило свой GPS-локатор, в нарушение международных правил, и направлялось в Ормузский пролив по неправильной схеме движения. Это при том, что Ормузский пролив в настоящий момент — зона особого внимания всего мира, десятки военных кораблей только и ждут малейшего нарушения правил судоходства, а отключение опознавательных сигналов — это далеко не мелкий проступок.
- танкер входил в пролив с южного маршрута, который является выходным путем, увеличивая риск аварии. Иными словами транспортное средство двигалось по полосе встречного движения — куда более серьезное нарушение
- «Stena Impero» не отреагировало ни на одно из предупреждений иранской портовой и морской организации — неповиновение полицейскому, за это, например, в США можно сразу получить пулю. Применительно к морскому судоходству, американский военный корабль, вероятнее всего бы выпустил ракеты по нарушителю.
И после всех «выкрутасов» корабль нарушитель, был просто задержан ВМС КСИР для дальнейших разбирательств.
А вот если принять во внимание, что несколькими часами ранее Гибралтарский суд продлил арест иранского танкера «Grace-1» еще на 30 дней, то инцидент можно рассматривать как своеобразные извинения англичан. Дескать, мы не можем отпустить ваш танкер, но вот возьмите в ответ наш.
Однако у "сделки", если таковая имелась, оказалось двойное дно: ситуация больше напоминает инцидент с захватам украинских кораблей в Керченском проливе в ноябре 2018 года. Тогда украинские моряки тоже целенаправленно шли на нарушение правил судоходства, в результате чего были задержаны. ЕС, США и Украина посчитали, что получили рычаг давления на Россию: были вынесены несколько судебных решений и введены новые санкции против РФ. По всей видимости, то же самое ожидает и Иран, в связи захватом британского танкера.