Не секрет, что многие первоклассники испытывают трудности при написании букв. Почерки большинства старшеклассников красивыми не назовёшь. А Интернет просто кишит запросами родителей типа "Как исправить почерк ребёнка?" или "Как научить ребёнка красиво писать?"
Давайте на минуточку отвлечёмся от школьных проблем и посмотрим на почерки взрослых. Есть люди, которые очень красиво пишут. А кто-то пишет так, что разобраться в том, что ими написано, практически невозможно.
Так можно ли в действительности научить ребёнка красиво писать на всю жизнь, или это очередная "утка", запущенная группой лиц, которые очень неплохо зарабатывают на этой проблеме? Ответы в данной статье.
Результаты небольшого исследования
Мой обычный почерк некрасивый и неразборчивый, особенно если пишу быстро. Но на доске на уроках и в тетрадях моих учеников я пишу очень красиво. Могу писать красиво и в обычной жизни, если буду писать медленно.
А вот у моей сестры почерк очень красивый и не зависит от того, быстро она пишет или медленно. Когда мы с сестрой учились в школе, наши тетрадки по письму были образцовыми. Тогда почему же сейчас наши почерки такие разные?
Я решила сравнить наши с сестрой почерки с почерками наших родителей. И вот какая интересная штука получилась. У нашей мамы красивый почерк, и почерк сестры очень на него похож. А вот мой почерк - копия папиного почерка: порой мы сами не можем разобрать то, что написали.
Это небольшое исследование и анализ почерков моих родных и некоторых знакомых ещё больше укрепил меня в мысли, что почерк - генетически заложенная данность. И неважно, красиво ты пишешь в школе или нет. Чем старше человек становится и чем ниже мотивация в красивом письме, тем активнее вступают в свои права наши гены.
Надо ли учить ребёнка красиво писать?
Если принять мысль о генетической обусловленности почерка человека, то исправить почерк НЕЛЬЗЯ. Но... можно научиться писать красиво и аккуратно в нужных ситуациях. Надо ли это ребёнку? Надо.
Во-первых, для того, чтобы при проверке тетради учительница не посчитала бы букву О за букву А и не отметила бы это как ошибку.
А во-вторых, при самопроверке трудно заметить ошибки в тексте, если он написан неаккуратным и неразборчивым почерком.
Получается, что красивое и аккуратное письмо - залог успешности обучения.
Именно эти два мотиватора могут сподвигнуть ребёнка на старательное выведение букв при письме.
Однако, чтобы сформировать красивый почерк у ребёнка, одной мотивации недостаточно.
Трудности обучения письму: причины и пути решения
Для начала давайте разберёмся, почему дети так не любят писать и в чём причины большинства трудностей, которые возникают у первоклассников в период обучения письму букв.
Причина №1. Недостаточное развитие мелкой моторики рук ребёнка. Линии неровные, буквы угловатые.
Причина №2. Недостаточная сформированность графо-моторных навыков. Буквы ползут за строчку, имеют разный размер и высоту.
Причина №3. Неумение соотносить свою работу с образцом. Ребёнок не видит ошибок в написании букв.
Причина №4. Долгое сидение в одном положении, необходимость продолжительное время удерживать внимание приводят к быстрой утомляемости ребёнка и к нежеланию заниматься таким трудным делом.
Причина №5. Несформированность образа буквы. Ребёнок часто забывает, как пишется та или иная буква. Может заменить письменную букву на печатную.
14 способов развития мелкой моторики руки ребёнка
На прилавках магазинов можно встретить очень много пособий для развития мелкой моторики руки. Но давайте откроем и посмотрим, какие упражнения там предлагаются:
- рисование узоров в полосе, по клеткам
- дорисовывание фигур по точкам, по клеточкам, дорисовывание симметричных фигур
- штриховка фигур
- разукрашивание.
На самом деле все эти упражнения направлены прежде всего на развитие графо-моторных навыков. А вот формирование этих навыков напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики. Так как же нам развить у ребёнка эту моторику?
На сегодняшний день можно назвать огромное количество приёмов, способов для развития мелкой моторики. Назову самые известные:
1. Лепка.
2. Аппликация.
3. Игры с мелкими предметами.
4. Складывание из бумаги.
5. Шнуровка, плетение.
6. Рисование красками.
7. Раскрашивание карандашами.
8. Пальчиковая гимнастика.
9. Вырезание ножницами.
Как показывает практика, подавляющее количество первоклассников имеют низкий уровень развития мелкой моторики!
Эти условия необходимы для успешного овладения ребёнком письма букв
Дошкольники и даже младшие школьники испытывают большую потребность в движении. Это их возрастная особенность. Они не могут долго находиться в одном положении. Поэтому во время письма рекомендуется делать перерывы после каждых 10 минут непрерывной работы.
Вот ещё несколько важных и полезных советов:
- подбадривайте ребёнка
- хвалите его за каждый маленький успех
- во время письма делайте перерывы чаще, если видите, что ребёнок устаёт
- постоянно мотивируйте ребёнка на красивое и аккуратное письмо.
И всё-таки помните, что почерк связан с генами. Учитывать нужно и гендерный фактор: практически бесполезно ждать от мальчиков красивого и аккуратного письма. Поэтому не идите на поводу у учителей, которые фанатически требуют от учеников правильного написания всех элементов букв. Вам что важнее: угодить учителю или сохранить здоровье своему ребёнку?