(Van Helsing, 2004, США)
Когда Стивену Соммерсу осточертело играться в египетском песочке с пирамидами и мумиями ("Мумия"/"Мумия возвращается"), но желание дурачиться у него пока не испарилось, он изобрел себе новое прикольное развлечение. А именно - взял миксер и айда швырять в него классику хоррор-литературы: "Дракулу", "Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда" и "Франкенштейна". Потом тщательно это перемолол и накидал туда всяких приправ наподобие мифов об оборотнях, прочего трансильванского фольклора, классического фэнтези и модного стимпанка. После чего, переводя дух и гордясь плодами своего буйного воображения, плюхнулся в кресло. Но не для того, чтобы вздремнуть с устатку, а чтобы сотворить на основе своего гремучего коктейля сценарий.
Впрочем, вряд ли для творца "Мумий" и нежно любимого мною "Подъема с глубины" написание очередной киноистории составило проблему. Тем более, что все его предыдущие работы тоже являли собой жанровые винегреты, из хорроров, вестернов, черно-юморных комедий, фэнтези и археологических скачек в стиле Индианы нашего Джонса.
Однако, к несчастью, на сей раз творческий миксер Соммерса работал со сбоями и что-то не домешал до кондиции. И всё Стивен вроде бы делал по накатанной схеме, и все свои козырные фишки пустил в ход, и актёров нанял традиционно ярких, но вот повторить сногсшибательный успех "Мумий" "Ван Хельсингу" не повезло. Менее чем двукратная выручка - с таким худым инкассаторским мешком покинул, потупив взор, кинотеатры блокбастер ценою 160 млн. $. Что, естественно, не дало повод откупорить шампанское и уничтожило перспективы на сиквел.
А между тем, как гласят факты, изначально "Ван Хельсинг" задумывался как продолжение истории... того самого "Дракулы" (1994) Фрэнсиса Форда Копполы. Где, разумеется, о Хью Джекмане никто не вёл и речи, а ироничного гасителя вампиров Абрахама Ван Хельсинга предстояло играть всё тому же копполовскому Энтони Хопкинсу.
Но минуло целое десятилетие, и эти планы рассеялись "как сон, как утренний туман". А сюжет, который поручили сочинить и воплотить на экране Стивену Соммерсу, мутировал из хрестоматийного готического хоррора в модерновое фэнтези с торчащими у него из-под маски ушами стимпанка. Со всеми известными чертами последнего, иногда доходящими до грани технического абсурда.
Прежде всего нам сообщают о том, что отныне Ван Хельсинга зовут не Абрахам, а Гэбриэл. Почему? Да вот не приглянулся чем-то Соммерсу канонический герой и он переделал его... в якобы сошедшего с небес архангела. Да не обычного, а стукнувшегося при приземлении обо что-то головой, ибо как ещё объяснить сильный отшиб его памяти? Из-за чего бедный Гаврилушка помнит лишь редкие моменты своего прошлого, причем настолько странного, что тут и без подсказки всё очевидно: этот Ван Хельсинг явно не от мира сего, даром что выглядит как обычный человек хью-джекмановой наружности.
Пересказывать сюжет не стану даже рыпаться - увольте! Как я и говорил, это такой адский винегрет из "Дракулы", "Франкенштейна" и много-много чего ещё, что в двух словах о нём не поведаешь. Да и двух тысяч слов, подозреваю, здесь явно не хватит. Замечу лишь, что кроме самого Гаврилы Ван Хельсинга с автоматическим арбалетом и его соратника-монаха, который тот арбалет ремонтирует, заряжает и заправляет топливом (стимпанк же на дворе, ёлы-палы!), нас ждёт знакомство ещё с десятком ключевых персонажей. Включая в их список гиперактивную цыганскую баронессу Анну, её брательника-оборотня Велкана, кусачего циника Владислава Дракулу, трёх его жен-кровососок (во всех смыслах), чудовища Франкенштейна, самого Виктора Франкенштейна, его слугу Игоря, доктора Джекила/мистера Хайда... Не ругайте меня, если я ненароком про кого-то забыл. И вся эта большая и не дружная компания станцует перед нами такой экшен-канкан, в сравнении с которым драка с воскресшей зловредной мумией в "Мумии" выглядит будто мультик про Лунтика, а то и вовсе не к ночи помянутые "Телепузики".
***
В общем, иногда случается и так, что на унавоженной грядке суровых готических ужасов вырастают прикольные тыквы вроде таких хулиганско-разнузданных сиквелов "Дракулы". Бранить "Ван Хельсинга" совершенно не за что. В ответ на любую критику он сначала покажет вам язык, а затем обессмыслит ваши аргументы тем, что, дескать, это же фэнтези, а с него и взятки гладки. Фэнтези театрально-маскарадное, с каскадерскими выкрутасами, либо и вовсе с открытым дурачеством. Аккурат как в той поговорке: "Ну что с Буратино взять кроме опилок, да и те даром никому не нужны".
Впрочем, к "Ван Хельсингу" это относится лишь отчасти, ведь он - именно тот буратино, за беготнёй которого наблюдать забавно и весело. А как иначе, ведь его же выстругал такой "папа Карло", как Стивен Соммерс, а он в ту пору был ярок, фантастичен, ироничен и жёг напалмовым экшеном самой ядрёной концентрации.