Найти в Дзене
Память Даурии

Тарас Костров - живой Корчагин. Читинец и "Комсомолка".

С давних времен российская власть использовала Забайкалье как места где размещались пенитенциарные учреждения. Алгачинская, Зерентуйская, Каданнская, Карийская, Акатуевская, Кутомаровская, Александровская, Мальцевская тюрьмы служили местом заточения особо опасных государственных преступников Российской империи. Декабристов, участников польского восстания, революционера Н. Г. Чернышевского, считавший народ России рабами не достойных даже его ненависти, революционного поэта М. Л. Михайлова, попавшую под дурное влияние социалистов. террористку-гимназистку М.Спиридонову, лидера боевиков эсеров Гершуни, террористов народовольцев, революционеров Петра Алексеева и Виктора Обнорского, матросов «Потемкинцев», большевиков. Среди множества известных фамилий и звучных имен, написанных на папках личных дел государственных преступников, сохранившихся в Забайкальских архивах, широко неизвестным, но не менее важным для истории страны является имя Сергея Ивановича Мартыновского.
"Приговором Петербургского Военного Окружного суда, утверждавшего помощником командующего войсками Петербургского военного округа 1 ноября 1880 года, определено: С. И. Мартыновского за принадлежность к тайному обществу, стремящемуся путем пропаганды н агитации возбудить народ к восстанию для ниспровержения существующего в Россия государственного н общественного строя и не только допускающему, но и в действительности совершавшему для достижения своих целей политические убийства и даже покушавшему, ся на жизнь священной особы государя-императора, лишить всех прав состояния, сослать в каторжные работы в крепостях на пятнадцать лет. По распоряжению Главного тюремного управления ссылается в Сибирь..."
Мартыновский следовал по этапу в числе самых опасных, отпетых преступников посягнувших на основы государства. Среди них были П.А. Алексеев и И.Н. Мышкин. Алексеев даже на суде призывал солдат из охранения применить штыки против властей и освободить его, конечно же его увещевания не увенчались успехом, а Мышкин пытался организовать побег для Чернышевского, но неудачно, за что сам поплатился свободой. В 1882 году Мартыновский прибыл в Карийскую каторжную тюрьму, в тюрьме как можно узнать из советских источников, в конце 19 века был самый строгий режим. Здесь Мартыновский отсидел десять лет. В 1893 году его перевели в Татаурово (село в современном Улетовском районе), на рубеже столетия Мартыновский был освобожден и вступил в законный брак с Мириам Шмуиловной Гуревич (в крещении Мария Самуиловна) . Пара обвенчалась 9 февраля 1899 года в лагерной Свято-Терентьевской церкви по православному обряду. 20 век молодая семья встретила в Чите. За годы тюремного заточения Сергей не оставил своих революционных убеждения. После освобождения и вступления в брак он не оставил связей с революционным подпольем. Перед первой русской революцией и провозглашением первой в мире советской республики -Читинской республики, Мартыновский активно помогал в создании революционных кружков и групп боевиков. К нему часто обращались молодые читинские революционеры за советом. от него же они получали свежие переводы немецкой социалистической пропаганды. В 1901 году у Сергея и Марии родился сын, Александр Сергеевич Мартыновский.

Тарас Костров (Александр Сергеевич Мартыновский).
Тарас Костров (Александр Сергеевич Мартыновский).

Именно этот человек оставит яркий след в истории страны, точнее в истории отечественной журналистики и литературы. 24 апреля 1902 года Сергей Мартыновский стал идейным и идеологическим вдохновителем акции вызвавшей много шума в Чите. По Чите ночью были расклеены революционные прокламации. Эта акция привела в ярость губернатора Е.О. Мациевского. Знаменитый революционер Емельян Ярославский так оценивал Сергея Мартыновского: "Если говорить о первых успеха рабочею движения в Забайкалье, если говорить о первых серьезных успехах работ: среди революционной учащейся молодежи, то надо сказать, что те указания, которые мы получили от Сергея Ивановича Мартыновского, были, пожалуй, самыми ценными указаниями в это работе... Во всех трудных случая мы советовались с Сергеем Ивановичем, в особенности в вопросах, касающихся постановки пропаганды".
Мария была того же поля ягода, что и Сергей. В такой напряженной, безумной, революционной среде рос их сын Александр. С младенчества, с молоком матери он впитал революционную романтику, социализм, бесконечную борьбу с "царским прижимом", жгучую ненависть к противникам и оппонентам.
В 1903 году Мартыновские получили разрешение покинуть пределы Забайкалья.
Октябрьскую революцию шестнадцатилетний гимназист Александр Мартыновский встретил в Одессе. В столь юном возрасте он уже был большевистским активистом и создателем нескольких революционных кружков, поэтому сразу же после октябрьской революции он с остервенением принялся помогать утверждать советскую власть в городе. В 1919 году он становится полноправным членом РСДРП(Б). В Одессе он руководит выпуском большевистских газет, листовок, занимается партийной пропагандой и агитацией. Уроки отца не пропали даром. Парень берет себе (как это было модно у революционеров) звучный псевдоним Тарас Костров.
Советы проводили тотальную продразверстку, в окрестных селах, близ Одессы люди голодали. Сельским хозяйством женщинам, старикам и детям было заниматься не под силу, так как мужское население от 18 до 45 лет было насильственно мобилизовано в созданную красную армию. Наступавшие силы добровольческой армии генерала Деникина получали всестороннюю поддержку на селе. Сформированные части красноармейцев поднимали бунты против комиссаров и переходили на сторону Белых. 18 июля 1919 года от большевиков был освобожден Николаев , 58-я дивизия красных и махновцы панически отступали к Одессе.

План города Одессы. Изданиe М. Е. Фармаковской 1919 г."
План города Одессы. Изданиe М. Е. Фармаковской 1919 г."

Большевистское руководство в городе считало что Одессу удержать не удастся, да и положение в городе было катастрофическим, не было воды, канализация не работала, бушевала холера и тиф. 23 августа что бы ускорить освобождение и помочь "Деникинцам" народ востал. За сутки контроль над Одессой перешел к белым. При большевиках в Одессе была запрещена свободная пресса, были лишь газеты выпуском которых Занимался Костров (Мартыновский). После того как белые взяли под контроль город, они выпустили Бюлютень №1 в котором говорилось:
" Измученным гражданам исстрадавшейся Одессы от освобожденного узника - «Одесского листка» — братский привет".
Тарас Костров, именно с этого момента Александр Мартыновский стал называть себя исключительно псевдонимом, переходит на нелегальное положение. После гражданской войны Тарас живет и работает в Харькове и Луганску, благодаря журналистскому таланту он идет на повышение в Киев. Работает в "Пролетарской правде" и газете "Коммунист". В 1925 году в Москве решают, что комсомолу необходим свой печатный орган. Создается ныне знаменитая газета 2Комсомольская правда".
Тарас Костров переезжает в Москву. 7 июля 1925 года бюро ЦК ВЛКСМ утверждает Тараса Кострова заместителем редактора. Через шесть месяцев он стал ее ответственным редактором. Цецелия Кин, жена популярного в 30-х советского писателя Виктора Кин (настояшее имя Виктор Павлович Суровикин) вспоминала:
"...Впервые создавалась большая, ежедневная газета для молодежи. Первым редактором был назначен Александр Слепков, но скорее номинально, фактическим же (а потом иофициальным) редактором, организатором и душой газеты был замечательный человек и журналист Тарас Костров. Через некоторое время попала в газету и я, вначале заменяла товарища, ушедшего в отпуск, а потом меня неожиданно вызвал Костров, как всегда ласково пошутил со мной и спросил, не хочу ли я остаться на постоянной работе в редакции и если хочу, он обещает сделать из меня газетчика, только надо будет его слушаться. Костров говорил душевно, мило и благожелательно. Никогда не забуду как он сдержал слое слово и обучал меня терпеливо, внимательно и умело...".
В о времена его редакторства «Комсомолки» с ней начали охотно сотрудничать лучшие поэты, прозаики, публицисты. Именно в это время Н. Маяковский пошлет ему свое необыкновенное «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». И это будет не единственное стихотворение, написанное Маяковским в ту пору для главной молодежной газеты страны. За три года руководства Кострова газета взлетела на высоту на которую подняться ей больше не удавалось. "Комсомолка" при Кострове была действительно молодежной, злободневной, интересной, публиковались критические статьи которые не нравились лично И.В. Сталину. Из-за того, что популярный Костров не нравился, более популярному и в ходящему в силу партийному вождю, его отстранили от руководства комсомольской газеты. В июле 1928 года ЦК ВЛКСМ утвердил Тараса Кострова редактором журнала "Молодая гвардия". Был расширен отдел публицистики, созданы новые отделы: искусства, хроники культурной жизни, иностранный отдел (письма из-за рубежа). У Тараса было много творческих планов, но к сожалению реализовать их ему было не суждено. Годы гражданской войны подточили здоровье молодого человека. В августе 1929 года Тарас уходит в продолжительный отпуск для лечения. Костров едет в Сочи на лечение. Во время отдыха он встречает молодого писателя Николая Островского, с ним они сдружились и много говорили, обсуждали литературу, делились идеями. Вероятно во время этих дружеских бесед у Островского и родилась идея написания знаменитой книги "Как закалялась сталь", слишком много от Кострова угадывается в Корчагине. Тарас в сущности предложил написать книгу о судьбе молодежи в революции. Так же по всей видимости Островский получает предложение опубликовать будущую "Как закалялась сталь" в "Молодой гвардии".
На это указывает письмо Н.Островского П.Новикову, датируемое 1930 годом:
"...У меня есть план, имеющий целью наполнить мою жизнь содержанием, необходимым для оправдания самой жизни. Я о нем сейчас писать не буду, поскольку это проект. Скажу лишь, что это касается меня, литературы, издательства"Молодая гвардия". План писателя окончательно раскрылся в апреле 1932 года уже после смерти Тараса, когда в четвертом номере «Молодой гвардии» увидели свет первые главы его книги «Как закалялась сталь», с предисловием в память Тараса Кострова. Владимир Маяковский посветил Тарасу Кострову стихи "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви".
18 сентября 1930 года Тараса Кострова (Александра Мартыновского) не стало.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.