Найти в Дзене

О педологических извращениях в системе

Педология от греческих педон — почва и логос — знание — наука об изучении почв в природной среде, раздел почвоведения. Но речь пойдёт не о почвах. С таким же названием есть и другая наука. О детях. Не путать с педофилией! От рождения до тризны В ряду поруганных наук педология занимает особое место. Педология имела длинную предысторию и стремительную и законченную историю. Свидетелей её расцвета не осталось. О гибели говорит постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года. Педология преподносится как клевета и подрыв основ советской педагогики. В современной России уже слышны призывы возродить отечественную педологию. Педология (от греч. παιδός — дитя + λόγος — наука) — наука, объединяющая подходы различных наук к развитию ребёнка. Целью Педологии являлось воспитание человека во всех отношениях и изучение его во всех проявлениях с учётом всех влияющих факторов. Основатель педологии американский психолог С. Холл, а само название «Педология» придумал его ученик Оскар Крисмент в 1893 году. Зар

Педология от греческих педон — почва и логос — знание — наука об изучении почв в природной среде, раздел почвоведения. Но речь пойдёт не о почвах. С таким же названием есть и другая наука. О детях. Не путать с педофилией!

От рождения до тризны

В ряду поруганных наук педология занимает особое место. Педология имела длинную предысторию и стремительную и законченную историю. Свидетелей её расцвета не осталось. О гибели говорит постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года. Педология преподносится как клевета и подрыв основ советской педагогики. В современной России уже слышны призывы возродить отечественную педологию.

Педология (от греч. παιδός — дитя + λόγος — наука) — наука, объединяющая подходы различных наук к развитию ребёнка. Целью Педологии являлось воспитание человека во всех отношениях и изучение его во всех проявлениях с учётом всех влияющих факторов.

Основатель педологии американский психолог С. Холл, а само название «Педология» придумал его ученик Оскар Крисмент в 1893 году. Зарождение науки относят к XVIII—XIX вв. Жан-Жак Руссо писал: «Мудрейшие воспитатели учат детей тому, что важно знать взрослому, не принимая в расчёт того, чему в состоянии научиться дети». Становление педологии связывают с именем Иоганна Фридриха Гербарта (1776—1841). В процессе становления педагогической психологии происходила усиленная перестройка общей психологии. Гербартианская психология с её абстрактно-дедуктивным методом сменилась экспериментальной психологией, изучающей психические явления методами экспериментальной физиологии и раскрывающей некоторые возрастные психические особенности детей и их индивидуальные особенности.

Общее развитие

Общую картину жизни ребёнка, как полагали, должна была дать особая наука о раннем возрасте, которая кроме психологических данных требовала исследований физической жизни ребёнка, её зависимость от внешних, особенно — социальных условий его воспитания. Наука произрастала из детской психологии, которая, в отличие от педагогической психологии, вместе с вопросами о филогенетическом развитии человека ставила вопрос об онтогенетическом его развитии. Американец Стенли Холл считал невозможным изучать психическое развитие ребенка оторвано от его физического развития. В результате предложили создать новую науку — педологию, которая давала бы более полную картину возрастного развития ребенка. К моменту оформления педологии как самостоятельной науки запас знаний о психологии детского возраста был невелик. Педология была призвана дать картину развития ребёнка и единстве его психических и физических свойств в соотношении «био—социо». В методологии исследований с самого начала приоритет отдавался психологическому изучению ребёнка.

Профессор Павел Петрович Блонский (1884—1941) дал четыре формулы-определения, три из которых взаимно дополняют друг друга, а четвертая… противоречит им всем. Первая формула определяет педологию как «науку об особенностях детского возраста». Вторая формула определяет педологию как «науку о росте, конституции и поведении типичного массового ребёнка в различные эпохи детства». Третья формула даёт определение: «Педология изучает симптомокомплексы различных эпох, фаз и стадий детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий». Они сводятся к следующему: ребёнок как предмет изучения представляет собой явление природы не менее сложное, чем взрослый человек. При психологическом изучении ребёнка выявляли сложные «возрастные симптомокомплексы».

Отечественная педология

Одной из первых отечественных педологических работ считается исследование Александра Петровича Нечаева (1870—1948) «Экспериментальная психология в её отношении к вопросам школьного обучения». Он с учениками изучал отдельные психические функции: память, внимание, суждение и т.д. Ещё в 1901 году в Санкт-Петербурге была организована лаборатория экспериментальной педагогической психологии, осенью 1904-го открыты первые в России педологические курсы, а в 1906-м созван I Всероссийский съезд по педагогической психологии.

В 1911 году в Москве Григорий Иванович Россолимо (1860—1928) основал и на собственные средства содержал клинику нервных болезней детского возраста, преобразованную в специальный Институт детской психологии и неврологии. Результатом работ его школы явилась оригинальная методика «психологических профилей», в которой он для составления полного «психологического профиля» предложил исследовать 38 отдельных психических функций.

Основателем и творцом педологии в СССР называют и Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927), благодаря которому были созданы: педологический и обследовательский институты, вспомогательная школа для дефективных детей, отофонетический институт, воспитательно-клинический институт для нервнобольных детей, институт морального воспитания, детская психиатрическая клиника.

В 1915 году вышла книга Григория Яковлевича Трошина (1874—1939) «Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей».

Советская педология

В 1921 году в Москве были образованы сразу три педологических учреждения: Центральный педологический институт, Медико-педологический институт, и психолого-педологическое отделение 2-го МГУ. В 1923 году в Москве прошёл I Всероссийский съезд по психоневрологии со специальной секцией по педологии и вскоре стал выходить «Педологический журнал».

Весьма перспективной среди педологов считалась методика наблюдения за процессами поведения и изучение результатов этих процессов, разработанных Михаилом Яковлевичем Басовым (1892—1931). Но сами разнообразные тесты были разработаны и впервые применены в США для выявления умственных способностей и определения обучаемости детей бывших рабов. «Национальные тесты», рассчитанные на применение во всех школах США, создавались, чтобы: помочь подразделить умственно более сильных и умственно более слабых детей различных школьных групп на более мелкие подгруппы; помочь учителю ориентироваться в индивидуальных особенностях детей определённой группы; вскрыть индивидуальные причины, в силу которых некоторые дети не могут приспособиться к классной работе и общественной жизни; содействовать профессиональной ориентации детей. Их обзор на русском языке был дан в 1926 году Н.А. Бухгольцем и А.М. Шубертом, а анализ привёл к выводу о несомненной перспективности применения в педологии.

В конце 1920-х годов тестирование стали применять в школах и других детских учреждениях и в СССР. На основе тестов определялись одаренность и успешность детей, давались прогнозы обучаемости и рекомендации педагогам, разрабатывались оригинальные отечественные тесты, аналогичные тестам Бине. Тестирование стало массовыми. По из результатам определялся «умственный возраст» ученика, что противоречило догматам уравнительного обучения, которое испытали на себе несколько поколений советских детей.

В 1925 году появилось первое учебное пособие для студентов педагогических институтов Павла Блонского «Педология». Следом он публикует ещё две работы: «Педология в массовой школе первой ступени» и «Основы педагогики». А профессора Григорий Алексеевич Фортунатов (1890—1972) и Г.В. Мурашов разработали методику исследования детского коллектива.

Весной 1927 года в Москве было созвано педологическое совещание, на котором обсудили роль среды, наследственности и конституции в развитии ребенка, значение коллектива как фактора, формирующего детскую личность; методы изучения ребёнка и соотношение рефлексологии и психологии. Однако во главу угла педологии поставили идеологический принцип.

До 1931 года пользовались ещё двумя определениями педологии: «Наука о факторах, закономерностях, стадиях и типах социально-биологического формирования индивида» и «Наука о генетических процессах, о выработке новых усложняющихся механизмов под воздействием новых факторов, о ломке, перестройке, трансформации функций и лежащих в их основе материальных субстратах в условиях роста детского организма».

За развитие педологии в СССР выступала и вдова вождя мирового пролетариата Надежда Константиновна Крупская. «Кто-то перегибает палку и недооценивает наследственности и влияния общих законов развития», – говорила она и указывала на «отсутствие в науке достаточно четких указаний об учебно-воспитательной ёмкости каждого возраста, о специфических его особенностях, требующих возрастной индивидуализации, программного подхода».

Однако деятельность педологических лабораторий по сортировке учащихся на основе их интеллектуальных качеств не согласовывались с новой линией партии. По итогам тестирования в разряд дефективных учащихся в основном попадали дети рабочих и крестьян, а среди одарённых оказывались потомки дворян, интеллигенции, священников и других «социально-чуждых» элементов.

Недооценка культурно-исторической среды и переоценка природных способностей учащихся при истолковании испытаний выявляли не только интеллектуальные способности, но и обученность.

Итогом полемики о педологической практике в народном образовании стало вышедшее 4 июля 1936 года Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», которое на долгие годы официально запретило применение методов тестирования, обвинив педологов в злоупотреблениях, которые приводят к недопустимым социальным последствиям, и фактически ликвидировало педологию как науку. Согласно постановлению, педологам рекомендовалось переквалифицироваться в педагоги.

***

О запрещённой в СССР науке в Энциклопедическом словаре 1953 года издания написано: «Педология — реакционная лженаука о ребёнке... В СССР разоблачена и ликвидирована». В РФ использование тестов в образовательных учреждениях стало в пику советской системе образования неотъемлемой частью.

Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!