Глава 13 (продолжение 3)
- Веселая была свадьба!
- Точно! Только это вряд ли гарантирует прекрасную жизнь в дальнейшем. Наша история – лишнее тому подтверждение. Царь вернулся в Айдохью, и задумался о будущем. Он решил оставить царство любимому народом Раме, а самому стать отшельником. Дашаратха сообщает о своем решении Каушалье и Сумитре. А кто это подслушивает?
- Злобная горбунья Мантхара. А теперь она побежала к младшей жене Кайкейи, чтобы сообщить новость. Она нашептывает разодетой красавице, что Каушалья и Рама поработят родственников, будут издеваться, а потом, скорее всего, убьют.
- Какая мерзкая гадина.
- У меня гораздо больше отвращения вызывает не служанка, а госпожа.
- Почему?
- Горбатая рабыня обижена природой, и оскорблена обществом; ее ненависть к миру понятна и, к сожалению, неизбежна. А чего не хватает этой зажравшейся телке?! Она принадлежит к тому страшному типу людей, которым всегда и всего мало; они – поедают мир, а зависть и злоба гложет их изнутри.
- Откуда берутся такие?
- Если ребенку все разрешать и потакать его дурным наклонностям – он обязательно вырастит в подобное чудовище.
- Да, а потом натуру ничто не изменит: ни тюрьма, ни дворец. Но хоть Мантхара была шудрой-рабыней, она была поверенной многих тайн своей госпожи. К примеру, она знала о клятве, которую дал Дашаратха, когда Кайкейя спасла ему жизнь. Он должен был выполнить любые ее два желания. Но, чтобы царь уж точно не мог открутиться, решили воспользоваться Комнатой Гнева.
- Это еще что такое?
- Место, где человек лежит, молча демонстрируя крайнее недовольство.
- Хорошая придумка, особенно, если много лишних комнат.
- Так вот, Дашаратха довольный приходит, а его младшая женушка, в которой он души не чаял, разлеглась не на привычных пуховиках среди золота и орхидей, а на голом полу в пустой комнате. Что такое? Я не желаю быть рабыней Каушальи, а сын мой не будет слугой Рамы. Царь пытается успокоить, и мягко послать потерявшую ум женщину, но ему напоминают про клятву. Что же ты хочешь? Мое первое желание, чтобы царем стал Бхарата. Второе – Рама должен покинуть Кошалу на 14 лет. Что случилось? Мужик грохнулся. Довела баба!
- Надо было иметь одну жену: жил бы спокойно.
- А еще бы спокойнее жил, если б жен вообще не имел. Но клятва есть клятва. Дашаратха призывает Раму, и сообщает о, несколько неожиданной, перемене в его судьбе. Рама подчиняется воле отца. Лакшмана возмущен, он требует бросить в тюрьму Кайкейи с Дашаратхой. Рама просит сына Сумитры унять свой гнев. Царь и его младшая жена всего лишь орудия судьбы, которая зовет Раму к странствиям.
А вот средняя жена Сумитра, похоже, она несколько недовольна поведением сестры.
- Ах ты, стерва поганая, да я тебе все волосья повыдергаю дрянь, глаза выдавлю сучка!
- Как видим, несколько стражников с трудом справляются с нежной женщиной. К сожалению, все демонстрации протеста бесполезны; дело решено.
- Несколько странным выглядит поведение Бхараты; он принимает власть, затем идет звать обратно Раму, но зачем то с огромным войском. Затем бросает царство, и поселяется в хижине. Он, что? Кается там?
- Может и кается, и ничего странного в этом нет. В начале, Бхарата вполне мог попасть под влияние своей матери Кайкейи. Тем более, когда отец, по неизвестным ему причинам, так однозначно ее поддержал. Взрослые дают нам часто необдуманные советы, и мы, как загипнотизированные им следуем, забывая, что наши родители всего лишь люди, которым свойственно ошибаться. Всякие бывают советы, идиотские из-за своей непререкаемости и всеобщности. Вот тебе наверно говорили, что не надо общаться с плохими мальчиками.
- А тебе советовали кушать побольше. Получается, что Бхарата, прежде всего, бросил мать, а не царство.
- Да, порвал последнюю пуповину. Видимо, еще смерть отца подтолкнула; Дашаратха чувствовал скорую смерть, так оно и произошло. Может, что и сказал перед смертью. Бхарата запретил Каушалье и Сумитре всходить на жертвенный костер.
- Молодец. А Кайкейи отправляться за мужем и не собиралась?
- Похоже на то. Зато убрать любимых сестер с помощью огня, похоже, была непротив; из-за этого у матери с сыном мог быть конфликт, который привел к разрыву.
- Править остались Каушалья, Сумитра и Кайкейя, три неутешные вдовы?
- Вот такой вот забавный дамский триумвират. Один мужчина на небесах, двое по горам и лесам бродят, четвертый в хижине живет, а бабешки…
- Вы женоненавистник?
- Да нет, наоборот. Просто, если бы в то время жил Шерлок Холмс, он заинтересовался бы, почему так быстро умер царь, который еще недавно отплясывал на свадьбе, и от кого Бхарата утек в леса.
- Предки Шерлока Холмса в то время разгуливали в звериных шкурах, так что давайте вернемся в цивилизованный мир.
- Сита решила сопровождать Раму. Я вот сомневаюсь, что в этом была необходимость.
- Вот разумная Урмила не пошла, а Сита, думая только себе, осложняла и так непростую ситуацию мужа.
- Сита имела право опасаться за свою жизнь, живя под одной крышей с Кайкейи и ее горбуньей. Урмила ошалевших теток не беспокоила, так как ее муж Лакшмана, похоже, отказался от царства навсегда. Потом, если бы Сита не пошла с мужем, не было бы великого Сказанья.
- Точно. Это пример для тех, кто любит с чувством сожаления копаться в прошлом. Убери из цепочки жизни хотя бы одно звено (плохое или хорошее), и все пойдет по другому.
- Скорее всего, дорога жизни свернет в кювет. Так думал и Рама, спокойно отправляясь в изгнание. Их было трое: Рама, Сита и Лакшмана. Первая остановка была на горе Читракута, где жили, некоторое время в хижине на берегу ручья.
- Даже завидно немного. Я бы тоже пожила в подобном изгнании. Не 14 лет, конечно, но месяцок, два...
- Особенно, если рядом хороший мужчина.
- Вот именно, что хороший, но все они, похоже, в легендах остались.
- Но местные отшельники попросили Раму покинуть гору, так как с его появлением их стали донимать ракшасы, мстящие сыну Каушальи. Наши путешественники спустились с горы и углубились в лес Дандака, где и поселились в уютном местечке на берегу реки.