1. Соответствуют ли мои требования возрастным особенностям ребенка?
2. Понимаю ли я причины его поведения?
3. Учитываю ли я его состояние? (голоден, устал, заболел)
4. Не подавляю ли естественные этапы развития?
5. Не сражаюсь ли я с его физиологическими особенностями? (как в анекдоте: «Владик, иди домой! – Мама, я проголодался? – Нет, ты замерз!»
6. Меня обижает его поведение или я подозреваю, что он все делает мне назло?
7. Не перекладываю ли я свою ответственность на ребенка?
8. Умею ли я договариваться и сотрудничать?
9. Не переоцениваю ли я его способность правильно оценить опасность и предвидеть последствия своих действий?
10. Не отрицаю ли я его право на собственные желания, интересы, намерения?