Найти тему
Кавказский скит

Звание пожизненное - схиигумен

Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ.

Разделение на малую и великую схиму сегодня на деле существует не во всех православных церквях. В греческой традиции остались только две степени монашеского пострига — рясофорный и следующий за ним монашеский постриг.  

Есть несколько подготовительных степеней православного монашества, но к пострижению в схиму относятся малая схима (или мантия) и великая схима. В России, если говорят про схиму без уточнения, имеют в виду именно великую схиму.

Первоначально слово "схима" означало монашеское одеяние. Схимники в раннем христианстве (III—V вв.) в основном уходили в Египетские пустыни.

Постригаемый в схиму (сначала малую) дает обеты послушания, нестяжания и девства и получает новое имя. Ему дозволяется носить мантию (длинную, до земли накидку без рукавов, которая покрывает рясу), отчего малая схима еще называется мантией. Также облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особого четырехугольного плата), клобука на голове, четок и особой обуви – сандалий. Постригаясь в малую схиму, монах вступает на путь строгого аскетизма.
Постригаемый в схиму (сначала малую) дает обеты послушания, нестяжания и девства и получает новое имя. Ему дозволяется носить мантию (длинную, до земли накидку без рукавов, которая покрывает рясу), отчего малая схима еще называется мантией. Также облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особого четырехугольного плата), клобука на голове, четок и особой обуви – сандалий. Постригаясь в малую схиму, монах вступает на путь строгого аскетизма.

Монахи, непорочно живущие в малой схиме, стяжавшие глубокое смирение, преуспевшие и в иных монашеских добродетелях, в особенности в молитве, могут быть пострижены в великую схиму. Решение об этом принимается епархиальным архиереем по представлению игумена и Духовного собора обители.

Согласно чинопоследованию пострига в великую схиму, принимающий пострижение должен готовиться к нему, «всяко якоже умираяй: ибо конечнее вторыми обеты отрицаяся мира, миру и всем мирским пристрастием умирает».

Смысл пострига в великую схиму отражен в особых одеждах, которые носит постриженный: в парамане с многокрестием и аналаве, украшенном изображениями Креста Господня и орудий Его страданий.
Смысл пострига в великую схиму отражен в особых одеждах, которые носит постриженный: в парамане с многокрестием и аналаве, украшенном изображениями Креста Господня и орудий Его страданий.

Великосхимник призывается «иноческия обеты усугублением пред Господем обновляти». Великая схима декларируется как совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимона́хом, или схи́мником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую.

В Великий пост 2017 года начальник подворья Валаамского монастыря игумен Ефрем (Виноградов-Лакербая; Игумен N) принял постриг в великую схиму с наречением имени схиигумен Гавриил.

Обращаясь к новопостриженному, владыка Панкратий, епископ Троицкий, игумен Валаамского монастыря дал напутственное слово:

«Дорогой наш брат схиигумен Гавриил! Нечасто в нашей обители совершаются постриги в великую схиму.

И, конечно, это большое событие для всех нас. В первую очередь для тебя. Потому что ты слышал те слова, которые в последовании произносятся, те обетования великие, которые ты давал, которые ожидает, что исполнишь ты, и вся братия: не только которая здесь присутствует, но и вся братия валаамская. И все те, которые здесь несут послушание, и те, которые блаженствуют в Вечности все ожидают от тебя исполнения тех обетов, которые были даны тобою на этом постриге в великую схиму.

Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.
Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

То послушание, которое ты исполняешь, возглавляя скит в горах Кавказа, хотя и вдали от мира, но все равно требует определенных забот и попечений. Конечно, не сможешь ты оставить и своих многочисленных духовных чад.

Теперь отныне главное стремление, главное попечение, главное усилие всего существа своего направить на молитву, стяжание молитвы Иисусовой, на молитву обо всем мире, потому что сейчас, наверное, как никогда нуждаемся в усиленной молитве.

Уходят, к сожалению, старцы. И, конечно же, с их уходом оскудевает молитва тех, кто остается здесь, всякого воинствующего. И поэтому когда происходит постриг в схиму, все мы надеемся на то, что будет хоть в какой-то части восполнена молитва тех старцев, которые уже ушли ко Господу, которые молятся о нас, но уже на Небе. Поэтому просим тебя и благословляем тебя в первую очередь заботиться о стяжании дара молитвы, молиться о нас, о всем мире. И в этом назидать ту братию, которая подчинена твоему попечению.

Да благословит тебя Господь!»

Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени – великой схимы. По мысли святых отцов, великий схимнический образ — это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».

***

Понравилась публикация? Ставьте палец вверх!

Пишите нам — и молитвенная помощь придет.

Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru;

пожертвование на карточку Сбербанка 4817 7602 4787 9236

или перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,

сумма — на Ваше усмотрение.

Подписывайтесь на "Валаам: Кавказский скит обители" — канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современная жизнь.

† † †

Смотрите также материалы по теме Игумен:

Сколько монастырей у священноигумена?

Схиигумен - звание пожизненное?

Игумен - это кто?