Найти в Дзене

Трагедия абсурда от неисчислимых авторов. Неопубликованная рецензия на книгу Юлии Аксельрод «Мой дед Лев Троцкий и его семья».

Аксельрод Ю. Мой дед Лев Троцкий и его семья. Личный взгляд. Воспоминания, материалы, документы.
М., ЗАО Издательство Альпина паблишер, 2013. – 445 с., ил., 2500 экз., ISBN 978-5-227-04169-2

Давно миновали те времена, как озабоченный мнимым восстановлением исторической справедливости и еще неизбалованный информацией отечественный читатель набрасывался на любую книгу, повествующую о некогда опальном политике – хоть красном, хоть белом. Нечего и сомневаться – эпоха популярности поверхностных и слезливых, зато объемных свидетельств от не самых близких родственников видных персон былого ушла в прошлое; сейчас-то пусть умеренным, но спросом пользуются серьезные исторические исследования. Так что стоит заявить прямо: «Мой дед Лев Троцкий и его семья» с почему-то вынесенным на обложку авторством его внучки Юлии Аксельрод (о своеобразности авторства этой книги – чуть позже) – это просто какой-то привет из тех лет перестройки, когда советским обществом овладел истеричный интерес к собственной недавней истории. И к ее наиболее отвратительным фигурам – тоже.

Не изобретем велосипеда, если скажем, что с подачи удивительного журнала «Огонек» и его не менее удивительного авторского коллектива перестроечных лет за идеологом и, увы, практиком октябрьского переворота №2 и коммунизации России закрепился, к огромному сожалению, образ фигуры страдательной и ставшей своего рода прототипом «хорошего коммуниста», которого незаслуженно обидели и в конце концов убили «плохие коммунисты». Тот же образ примерялся и примеряется и на прочих «врагов народа», отмеченных важными постами в большевистских органах власти или в Красной Армии. Я понимаю родственные чувства автора (точнее – одного из авторов), но издавать книгу о хорошем Троцком (и плохом Сталине) в 2013 году – это совершенно непонятный и набивший оскомину анахронизм. Разве что какой-то мифический читатель захочет поностальгировать по дивному общественному климату перестройки…

Таковой же ностальгии можно предаться от компоновки книги – точнее, компиляции. Здесь есть всё – от выдержек из обширного наследия самого Льва Троцкого до интервью его внука Всеволода-Эстебана Волкова «Российской газете», с эмоциональными мемуарами иных родственников революционера и их друзей посередине. Собственно, перед нами в очередной раз разворачивается стандартная трагедия абсурда, свойственная для СССР 1920-х – 1950-х годов, с одной только разницей: субъектом преследования и растянутого во времени истребления является один из идеологов и творцов октябрьского переворота. Автор-компилятор мог бы, наверное, подыскать какие-то цитаты из последних лет жизни ее деда, в которых он выражает свое разочарование большевизмом – но даже этого здесь нет, зато имеется совершенно фантастическое «Письмо советским рабочим» 1940 года, из которого ясно, что Лев Троцкий так, увы, ничего не понял и ничему не научился. А к свидетельствам о преследованиях и ликвидациях главных героев современный читатель наверняка отнесется с должной долей цинизма: а вы сами чего ждали? В результате, чем дальше углубляешься в книгу, тем больше пропадает интерес к ней – в конце концов автор начинает впадать даже не в культ личности деда (и вновь привет коротичевскому «Огоньку»!), но в свой собственный: читать ее записки об эмигрантском житье-бытье в Израиле и рассуждения на околополитические темы, сопровождаемые инвективами в адрес государства, предоставившего ей гражданство, уже нет никакой возможности. Всё-таки наивно полагать, что какое-никакое, но исследование, посвященное одной из самых кровавых фигур XX века, должно быть предназначено для выборочного чтения.

Еще раз скажем – весьма удивительно то историческое исследование, которое, подобно несложному детективу или дамскому роману, можно читать с любой страницы. Будем считать, что эдакое стилистическое открытие получилось у автора-компилятора этой книги совершенно непроизвольно. Но невозможно представить, что современный читатель вот так начнет читать эту книгу с любого места: слишком уж на ее страницах жалеют человека, некогда разрушившего Российскую Империю, а также его родственников, действительно ни в чем не повинных, кроме родства с Львом Троцким. Только и остается сказать, что сам-то Лев Троцкий в аналогичных ситуациях революции и гражданской войны также не жалел ни врагов, ни их родственников – вплоть до малолетних детей. Вряд ли современной России нужен очередной реквием по красному людоеду.

Рецензия написана для газеты «Книжное обозрение», но не опубликована.

Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал.