Найти в Дзене
машина

Автолесовозы из СССР

Сразу и не сообразишь, к какой категории правильнее отнести эти транспортные средства. Выглядят они, скорее, как тракторы. Но по функционалу – практически грузовые автомобили, только узкоспециализированные: служащие для транспортировки штабелей с пиломатериалами. Сплошной дуализм, в общем. Правильное их наименование – автолесовозы портального типа, и в прежние годы они имели очень широкое распространение на лесоторговых базах, в портах, а также на предприятиях лесопильной и деревообрабатывающей промышленности. Производство подобной техники в Советском Союзе началось в первой половине 1930-х годов, причем до начала войны ее строили сразу два завода: «Северный коммунар» в Вологде и Соломбальский механический и литейный завод треста «Лесосудомашстрой» в Архангельске.

Довоенный автолесовоз СК завода «Северный коммунар» (фото из архива В.Киреева).
Довоенный автолесовоз СК завода «Северный коммунар» (фото из архива В.Киреева).

Автолесовоз СК грузоподъемностью 4,5 тонны, который выпускали в Вологде с 1934 года, являл собой «автомобиль классической компоновки»: 40-сильный двигатель от горьковской «полуторки» стоял у него впереди (на высоте пары метров от земли), а привод был осуществлен на задние колеса. При этом сцепление, коробка передач, карданная передача и картер главной передачи также были позаимствованы у ГАЗ-АА. От главной передачи отходили в стороны открытые качающиеся полуоси с карданными шарнирами, соединенные с малыми ведущими звездочками. А от этих звездочек далее вертикально вниз шли цепи, передающие вращение на большие ведомые звездочки, жестко закрепленные на задних колесах. При этом все четыре колеса имели независимую подвеску на пружинных амортизационных стойках и были сделаны управляемыми! Благодаря этому радиус поворота порожнего автолесовоза составлял всего 3,5 метра, а с грузом возрастал до 6 метров, поскольку полностью вывернуть колеса уже было невозможно.

Рисунок автолесовоза СК из книги «Специальные автомобили», Машгиз, 1949 г.
Рисунок автолесовоза СК из книги «Специальные автомобили», Машгиз, 1949 г.

Максимальная скорость автолесовоза СК была невелика – лишь около 30 км/ч, зато одинаковая хоть вперед, хоть назад, поскольку в трансмиссию был добавлен реверсивный механизм между коробкой передач и сцеплением. От него же осуществлялся отбор мощности на привод подъемного механизма, имевшего подвижные боковые рамы для предварительного сжатия перевозимого груза.

Автолесовоз 5-С-2 «Соломбалец». Обратите внимание: машина эта переднеприводная!
Автолесовоз 5-С-2 «Соломбалец». Обратите внимание: машина эта переднеприводная!

Довоенные автолесовозы из Архангельска моделей 5-С-1 и 5-С-2 базировались на агрегатах ЗИС-5 и имели более высокую грузоподъемность – 5 тонн. Принципиальное их устройство не сильно отличалось от вологодских аналогов, вот только двигатель на «Соломбальцах» стоял сзади, а ведущими колесами были, наоборот, передние! И это в 1935 году! Так вот какой автомобиль был первым советским «переднеприводником» на самом деле! С началом войны выпуск автолесовозов был остановлен и в Вологде, и в Архангельске, причем известно, что общее количество собранных «Соломбальцев» к тому моменту составляло 101 экземпляр.

Автолесовоз Т-60 «Комсомолец» в реальной эксплуатации
Автолесовоз Т-60 «Комсомолец» в реальной эксплуатации

Производство машин, прерванное войной, восстановили только в Архангельске, причем с большим запозданием: лишь в 1954 году Соломбальский механический завод выпустил партию новых 5-тонных автолесовозов Т-60 «Комсомолец» на узлах ЗИС-150. За 1954–1957 годы завод изготовил 307 таких автолесовозов. А в 1957–1962 гг. строили модернизированную модель Т-60М и вариант Т-60У с увеличенной до 1500 мм шириной портала.

Выставочный буклет об автолесовозе Т-60
Выставочный буклет об автолесовозе Т-60
Заметка про автолесовоз Т-60 в тосненской районной газете «Ленинское знамя» 
за 2 июля 1957 года
Заметка про автолесовоз Т-60 в тосненской районной газете «Ленинское знамя» за 2 июля 1957 года
Автолесовозы Т-60М на площадке готовой продукции, 1958  г. (госкаталог.рф)
Автолесовозы Т-60М на площадке готовой продукции, 1958 г. (госкаталог.рф)

С 1960 года наладили выпуск облегченного лесовоза Т-80 той же грузоподъемности, но с мотором ГАЗ-51А (70 л.с.). В 1961-м построили опытные образцы 10-тонных портальных автомобилей Т-110 для перевозки железобетонных изделий. В 1962-м на базе Т-80 создали модель Т-130, способную перевозить груз без подставок, а в 1965-м поставили на производство модернизированную модель Т-80А. Кстати, годовой объем производства автолесовозов уже в 1962-м благодаря вводу новых производственных мощностей вырос до 425 штук!

Заметка про автолесовозы Т-80 в газете «За коммунистический труд» 1962 года издания
Заметка про автолесовозы Т-80 в газете «За коммунистический труд» 1962 года издания
Автолесовоз Т-80А (фото из архива М.Шелепенкова)
Автолесовоз Т-80А (фото из архива М.Шелепенкова)
Автолесовоз Т-110 для перевозки железобетонных изделий
Автолесовоз Т-110 для перевозки железобетонных изделий
Автолесовоз Т-130 для перевозки груза без подставок
Автолесовоз Т-130 для перевозки груза без подставок

С 1 ноября 1964 года Соломбальский механический завод переименовали в машиностроительный. Тогда же был освоен серийный выпуск 7-тонного лесовоза Т-140 с двигателем ГАЗ-51А (70 л.с.). В 1965 году создали опытный Т-150 с мотором от ГАЗ-53А, расположенным сбоку от кабины. Тогда же на базе Т-140 спроектировали модели А-210 и А-220 грузоподъемностью 5 т. Лесовоз А-210 отличался погрузочным механизмом, который позволял опускать пакет лесоматериалов на 1500 мм ниже уровня дороги, в ванну с антисептическим составом, а машина А-220 имела увеличенное до 3000 мм сечение портала для транспортировки крупногабаритных неделимых грузов.

Автолесовоз Т-140 (фото из архива М.Шелепенкова)
Автолесовоз Т-140 (фото из архива М.Шелепенкова)
Автолесовоз Т-150 (фото из архива М.Шелепенкова)
Автолесовоз Т-150 (фото из архива М.Шелепенкова)
Буклет с выставки «Лесдревмаш-79» по автолесовозу А-210А для антисептирования пиломатериалов
Буклет с выставки «Лесдревмаш-79» по автолесовозу А-210А для антисептирования пиломатериалов

Последовательно, в 1971-м, 1978-м и 1988 году основная модель лесовоза Т-140 подвергалась небольшой модернизации, меняя индексы на Т-140А, Т-140М и Т-140М2. Последняя из них, наряду с более легкой модернизированной моделью Т-210А2, продержалась в производстве до 2000-х годов.

Автолесовоз Т-140М2 (заводское фото)
Автолесовоз Т-140М2 (заводское фото)

Также читайте на канале "МАШИНА":
-
12 архивных фото советских погрузчиков
-
Необычные машины советских коммунальщиков, ч.1
-
Необычные машины советских коммунальщиков, ч.2