Георгий Чернявский, "Лев Троцкий". Издательство "Молодая гвардия", 2012 год.
Так уж вышло, что у столь крупной фигуры русской истории до недавнего времени не было более-менее адекватного жизнеописания. Имелась либо восторженная апологетика (например, трилогия Дойчера), либо уничижительная критика (и в советское время, и в девяностые годы в России - в духе "еврей и масон, задумавший погубить Русь-матушку"). Чернявский берётся сложную задачу объективного анализа жизни наркомвоенмора, и, с оговорками, ему это удается.
Книга несколько суховата, кое-какие важные подробности биографии Троцкого автором опущены (борьба с интервенцией 1919-го года, например). Кое-где сквозит и ностальгия по царской России. И всё же эта книга, вышедшая в знаменитой серии "Жизнь замечательных людей", во многом замечательна, уж извините за кривой каламбур.
Мы видим фанатика и романтика своего дела, догматика и мечтателя, человека с предельно узким горизонтом видения событий; человека, сознательно задвинувшего на задний план всё, не связанное с политикой, даже личную жизнь - многочисленные романы его скоротечны, а дети воспринимаются им исключительно как соратники по борьбе.
Мы видим несколько поверхностного, но одаренного публициста, превосходного оратора и, пожалуй, недурного литературного критика; неплохого организатора и дипломата.
Мы видим нарочитого нарцисса, слишком озабоченного тем, как он выглядит; мастера хлесткий фразы, импульсивного политика, малоспособного к сложным аппаратным играм и стратегическим ходам - и потому закономерно проигравшего борьбу за власть.
Мы видим палача - а кто и когда во власти не был палачом, пусть и невольным; мы видим и жертву, а в конце жизни - фигуру безусловно трагическую.
Наконец, мы видим человека, создавшего имя и даже целое движение на энергии и харизме - Чернявский убедительно доказывает, что собственно троцкизма как системы взглядов толком и не существует. Нет ни внятной системы, ни убедительной теории - только огненные статьи да разрозненные мысли; однако троцкистами себя сейчас называют многие левые - как в России, так и за рубежом.
И в этом смысле еврей и революционер Троцкий - безусловная часть России. Противоречивая, неоднозначная, но продолжающая будоражить умы и сейчас.