Когда экологи в очередной раз говорят о мусорной угрозе или угрозе загрязнения, рассудок молчит, говорят эмоции. Люди срываются с цепи и готовы поверить в любые слухи, провоцируя «эффект домино», который может вылиться в широкие общественные волнения. И почти никто не задает себе простой вопрос: кому это выгодно?
Нечистоты в уши
Хороший пример – ситуация на заводе «Электроцинк» во Владикавказе, где жители потребовали закрыть предприятие, на котором недавно произошел пожар. Тот факт, что местная экономика во многом зависит от этого производства, мало волнует людей, они теряют способность рассуждать.
Можно ли вернуть им рассудок? Можно. Вот позитивный пример с того же завода. Несколько лет назад группа активисток проводила митинги с требованием закрыть тот же завод якобы из-за того, что он заражает радиацией детей. Собрали ученых, выяснилось, что радиация была здесь всегда, она фоновая – идет от гор. После этого протесты заглохли.
Другой пример. В Крыму из-за засухи начались проблемы с испарениями водоотстойника вокруг завода «Крымский титан» (Армянск). Люди начали рассказывать, что вокруг гибнут животные и есть опасность для людей. Специально направленные в место ЧП блогеры передавали свежие фото и видео на информационный ресурс, через который распространялось уже совсем другое загрязнение – информационное. Хотя ученые провели исследование и доказали, что нет никакой угрозы, что никто не умер и никто не заболел.
«Это реалии современного мира, - констатирует политолог Игорь Рябов. - Информационные технологии позволяют очень быстро распространить нужное видео. А затем оно оказывается на страницах новостных порталов. Как правило, люди не успевают разобраться, что случилось. Манипуляторы очень легко пользуются этим, чтобы создать и раздуть любую проблему».
Сейчас нейросети уже научились создавать реалистичные фейки и судя по всему, в будущем эти технологии только усложнят и без того проблемную ситуацию. Здесь надежда на информационную культуру, на новое поколение, привыкшее не верить ни ютубу, ни телевизору. А также на законодательство. Между прочим, в России недавно принят закон об ответственности за распространение ложной информацию. Если "фейковые"новости повлекли за собой тяжелые последствия, нарушителя могут оштрафовать до 1,5 миллионов рублей.
Проблема доверия
Частый аргумент, который слышишь в такой дискуссии: «от нас скрывают». Печально, но это может оказаться правдой. Именно отсутствие доверия между обществом, бизнесом и властью является причиной, почему такие информационные загрязнения вообще возникают. Если бы власти были более открыты, были более расположены к публичным дискуссия, это лишило бы злоумышленников благодатной почвы.
«Очень часто такие ситуации возникают из-за информационного вакуума. Это претензия и к государству в целом, и к местным органам власти, и к собственникам отдельных предприятий, - рассказывает политолог Сергей Михеев. – Они должны больше работать с общественностью, давать больше информации и экспертизы. Там, где государство или частный собственник этого не делают, возникают эти псевдоборцы за народное благо. Надо работать умнее, упреждать подобные ситуации. А не ждать, когда они возникнут, и потом бороться с последствиями».
На самом деле, бороться с шантажистами и политиканами, использующими экологическую повестку для накручивания своих очков выгодно было бы и самим «зеленым». Есть множество проблем, которые действительно нужно решать, та же мусорная реформа протекает мягко говоря не идеально, до сих пор не введен нормально раздельный сбор, огромные несанкционированные свалки появляются даже в самых живописных уголках России. Однако ровно также как недоверие уже сложилось к бизнесу и государству, теперь оно постепенно распространяется и на экологическое организации.
Получается, настоящим экологам выгоднее было бы сотрудничать и с бизнесом, и с властью, бороться с вредителями и паникерами, а также шантажистами бизнеса. Говорят, новое поколение миллениалов очень трепетно относится к природе. Хочется верить, среди них найдется достаточно искренних и честных людей, чтобы помочь решить эту проблему.