Всем привет!
Некоторые люди любят рассказывать стихи наизусть. Это необязательно актёры, это могут быть представители любых других профессий. Но чаще всего они рассказывают стихи так, как их учили в школе: с выражением, декламацией.
Из-за такого требования я в школьные годы ненавидел это дело. Выходя к доске, я специально бубнил стихи без выражения. И никогда не получал пятёрки по этому критерию.
Вот яркий пример такого школьного чтения.
Но когда я начал заниматься актёрским мастерством, я понял, что если рассказывать стихотворение с полным погружением в него, то это совершенно другой процесс. Я полюбил это дело. И сейчас я хочу поделиться с вами, как рассказать стихотворение так, чтобы слушатели получили настоящее удовольствие.
Есть разные подходы к тому, как читать стихотворение: от себя, от автора, с приоритетом ритма и музыкальности, либо с приоритетом смысла. Я предпочитаю последний подход. Смысл, суть - самое главное в стихотворении, как и в любом произведении. Многие стремятся к красоте и выразительности звучания, но когда после такого прочтения не понимаешь, о чём вообще была речь - не есть хорошо.
Первым делом следует вдумчиво прочитать стихотворение и понять его смысл. Или, говоря уже языком Станиславского - найти сверхзадачу.
Для примера возьмём известное стихотворение Александра Блока:
Возникает соблазн даже не вдумываться в смысл, а просто выразительно, с расстановкой продекламировать первую строчку и в таком же духе продолжить дальше. Но всё-таки вдумаемся. Блок вкладывает следующий смысл: есть некое незыблемое постоянство, которое не зависит от человеческой жизни. А после смерти душа воплощается в новом теле, и происходит всё заново, как в колесе сансары. Это лично моя трактовка, но если учесть, что стихотворение относится к жанру символизма, каждый почувствует его по-своему.
Я постарался почувствовать настроение, в котором поэт написал этот стих, ход его мыслей. Я вижу это так, будто поэт пребывал в полутрансовом состоянии, смотря в окно и оценивая неизменность ночного города - Петербурга, судя по всему. Возможно, он даже не всерьёз выразил идею о "повторении всего", но его ощущения на тот момент руководили им. В итоге родилось вот такое стихотворение.
И только после прочувствования настроения поэта, его мыслей можно рассказывать стихотворение. Просто "идти по сути", как мне сказал один педагог на прослушивании в Школе-студии МХАТ. Не нужно думать о возвышенных интонациях. Когда вы глубоко прочувствуете стихотворение, родятся уникальные естественные интонации, которые не будут загораживать смысл. В итоге до слушателей дойдут в первую очередь мысли, а потом уже красота слов и рифм. И только тогда они получат истинное удовольствие от прослушанного.
Думаю, вам будет интересна эта статья:
Каждый ли человек способен стать актёром?
Подпишитесь на канал и поставьте лайк, меня это очень мотивирует на создание ещё более интересного и качественного контента!