"Главная проблема в том, что учитель детей и родителей почему-то должен уважать априори, просто потому, что они есть. А вот учитель, совсем иная история, тот еще должен заслужить уважение!"
Вот такой комменарий я получила в обсуждениях статьи об авторитете педагогов и врачей. И когда я продумывала ответ, то вспомнился мне один случай.
Была у меня в колледже замечательный преподаватель. Она вела у нас педагогику и педмастерство. На одной паре шла речь о личности педагога, о самоуважении и уважении окружающих. И Людмила Николаевна рассказала такую историю.
Переехали мы с семьёй в новый дом. А там возле нашего подъезда всегда сидели бабушки. И вот иду я мимо них и здороваюсь. А они же меня ещё не знают, молчат в ответ. И смотрят так подозрительно. Я раз, другой, третий здороваюсь, а они молчат. Думаю: "Может, не надо с ними здороваться, раз они так реагируют?" Но потом поняла, что мне просто воспитание не позволит пройти мимо молча. Да и к тому же я ж педагог, должна держать лицо. Ну и пусть не здороваются, а я буду! Не знаю через сколько времени они начали мне отвечать, не обратила внимания. Зато сейчас, когда иду домой, они мне издалека улыбаются, а когда подхожу, то они: "Здравствуйте!", да радостно так, будто родную увидели.
Понимаете в чём дело? Дело не в том, кому именно оказывать уважение. Дело в самом педагоге, в его внутреннем самоуважении. Она сама перестала бы себя уважать, если бы проявила невоспитанность. Её внутреннее самоуважение не позволяет вести себя неподобающим образом. Соответственно и люди её уважают. Именно поэтому педагог, если он настоящий педагог, будет уважительно относиться и к ученикам, и к их родителям, несмотря на то, что некоторые ведут себя так, что уважения совсем не вызывают. Это вопрос внутреннего мира и воспитания самого педагога. А ещё не нужно забывать, что личный пример — самое действенное воспитательное средство. Педагог должен это не просто знать, а осознать и принять в себя.
Однажды меня поставили на новую группу. Напарница сразу предупредила, что группа очень сложная — дети слабенькие, дома почти ни с кем не занимаются, родители очень трудные, ничего не хотят и т.д. Когда я стала работать с детьми и общаться с родителями, то увидела, что группа самая обычная — есть дети и сильные, и слабенькие, и средние, и одарённые, и такие, с кем побольше позаниматься и они тоже будут сильными. И родители оказались очень даже неплохими, у меня конфликта ни с одним не было. Думаете, это они изменились? Нет. Напарница своего мнения о детях и родителях так и не изменила. И общалась с родителями всегда свысока. О себе она очень высокого мнения и тоже считает, что педагогов все должны уважать просто потому, что они педагоги. А я никогда не требовала к себе уважения, не ждала его, просто работала. Но всегда родители обо мне хорошо отзывались, дети любили, а когда я набирала группу, то ко мне просились. Вот как-то так. Получилось немного хвастливо, поэтому скажу, что не считаю себя идеальным педагогом, знаю, что мне есть куда расти и стараюсь постоянно работать над собой.
И да, не нужно путать самоуважение с заносчивостью, высокомерием и снобизмом.