Найти тему
Внимательный Лис

Неподражаемый Питер Брейгель. Гимн человечеству

Оглавление

Человечество сегодня недостойно само себя. Развивая науки, технологии и изощрив искусства, одновременно с этим оно непрерывно с упорством ленточного червя сводит процесс своего существования до набора предметов потребления и размножения. Оно позволило уговорить само себя, что жрать, жрать и жрать все, что есть кругом вовнутрь себя, затем произвести свои генетические копии прежде чем умереть - это и есть счастье. Капитализм развил технологии, но с человечеством он играет с позиции силы. Это неравная игра. У капитализма все карты меченые. Мешок морковок - вот счастье, которое навязывает капитализм сапиенсу.

Всегда, во все времена от эпохи первых династий Египта, великолепных этрусков, фундаментальной Греции, стойкой и эмоциональной Византии вплоть до ищущей России 20-50 годов 20 века человечество искало ответ на вопрос: что же делать дальше? Сегодня в 2019 году этого вопроса не существует. Он умер. И это выглядит как начало конца...

В 16 веке все не было так однозначно. Основные открытия наук были впереди. Никто тогда не мог предполагать, что ничего в природе человека не изменится и через 500 лет. Люди на пару с надеждой могли мечтать о лучшем будущем.

Обычный человек мечтает, а художник рисует эту мечту. Люди искусства (иногда и не все) пытались показать своими работами варианты ответов на вопрос как же жить правильно, что нужно делать, чтобы жить счастливо?

Большинство ответов в период от эпохи становления Византии (4 век) до начала Ринашименто (~ 14 век) сводились к непрерывному воспроизведению сюжетов с посмертными приключениями героев. Особенно отличился в этом Данте. Он детально проработал мир загробной жизни. Кстати, один из последних вариантов детальной проработки загробного существования сделал Даниил Андреев уже в 20 веке ("Роза Мира"). На мой взгляд его вариант намного превосходит Дантовский.

Но вернемся в средние века. И действительно, когда периоды взаимного истребления непрерывно сменяются чумой вперемежку в неурожаем, трудно предполагать возможность жить счастливо прямо сейчас. Люди не мечтали о том как в течение своей трудной жизни достичь полного счастья. Мечты о беззаботной жизни перемещались в посмертное существование. Художники изображали кошмары ада и иногда утерянный рай - небольшой выбор, предложенный религиями. Любому кнуту должен быть противопоставлен приличествующий ему пряник, иначе народ не поймет зачем ему терпеть кнут.

И вот на одинаковом фоне бесконечных библейских сюжетов появляется в 16 веке Питер Брейгель. Скептичный, полный сарказма, абсолютно независимый в своих суждениях о религии и власти. Питер начинает делать сюжеты лишь внешне имеющие вид религиозных. На самом же деле он пишет о жизни человека и его месте на Земле. Кроме аналитических и резких работ (ранее я некоторые из них подробно разбирал), Питер сделал несколько предельно позитивных работ, содержанием которых является суждение Питера о человеческом счастье.

Вот примеры двух таких работ Питера. Он прямо говорит о том как именно человечеству подобает жить, чтобы быть счастливым. Я разделяю его взгляд независимо от того, что сегодня такой способ жизни невозможен.

Лето

Питер Брейгель. Лето человечества.
Питер Брейгель. Лето человечества.

С точки зрения техники реализации позитивного воздействия на рецепторы зрителя Питер использует все эволюционно обусловленные приемы.

Вот основные причины непроизвольной позитивной реакции мозга зрителя при осмотре рисунка.

1. Справа и слева поля с урожаем. Еда - это жизнь. Мозг на обилие еды в поле зрения реагирует позитивно.

2. Справа вверху ослепительное Солнце. Солнце это главный источник жизни. Есть Солнце, значит возможна жизнь - мозг реагирует позитивно. Посмотрите на Солнце отдельно - не правда ли выглядит приятно.

3. В центре убранная часть поля, которая выглядит как дорога. Слева вдалеке здание, ухоженные деревья и опять поля. Наличие следов деятельности социума в поле зрения усиливает позитивную реакцию мозга. Большое количество людей, работающих в одной команде над уборкой урожая воспринимается позитивно, поскольку увеличивает чувство безопасности и гарантируют выживание.

4. Мужчина справа пьет воду из огромного кувшина. Добавление образа воды в кувшине вызывает сильнейшую позитивную реакцию - вода и солнце это две основы жизни. Когда мозг видит одновременно яркое солнце и воду, дофамин в нейронах мозга генерится сразу и в большом количестве. Мозг считает, что раз есть вода и свет, то значит будет и еда. Почти вся пейзажная живопись существует на эксплуатации лимбической реакции мозга на свет, воду и растения. Далее и самое главное - две мощные мужские фигуры на переднем плане. Это настоящий гимн человеку, его мощи и прочности существования. И правая фигура и левая - обе вызывают исключительно позитивные эмоции. Две фундаментальных косы (особенно в руках у левого мужчины) просто великолепны - это предметы ремесла, ума человека. Одну косу Питер осознанно выносит визуально за пределы рамы картины вперед, приближает ее к зрителю и тем усиливает реакцию на нее.

Когда мозг видит двух таких мощных представителей социума, он понимает, что такие люди - надежная опора. Дофамин автоматически генерится дополнительно к остальным причинам как реакция на чужую доминантность.

5. Пара остальных факторов. Симметрия гравюры. Симметрия мозгом воспринимается всегда позитивно, поскольку является признаком здоровья у человека и усиливает ощущение безопасности при осмотре местности. Дальняя перспектива - также позитивный фактор, реакция мозга на широкий обзор выработана эволюционно: в поле зрения находится много еды и до горизонта не видно врагов.

Ergo: технически и композиционно Питер сделал исключительно позитивную гравюру. Кроме этого, он показал человека как хозяина своей жизни, изобразив гимн труду и обильный результат труда.

Человек у Брейгеля соединен с Землей. Это соединение и труд делают жизнь человека счастливой и уверенной.

Рай - не нужен!

Теперь большая картина.

Уборка урожая

Человек как часть природы. Это и есть счастье для него
Человек как часть природы. Это и есть счастье для него

Возможно, что эта работа Питера есть самая восхитительная картина, посвященная сюжету уборки урожая. Некоторые ее детали нужно рассматривать близко. Попробуйте найти их на картине. Тщательность живописи Питера ювелирная. Любой самый мелкий фрагмент полон жизни, действующих лиц и точно проработанных нюансов. Смотрим.

Фигура со спины - чудо живописи. И злаки как чистое золото!
Фигура со спины - чудо живописи. И злаки как чистое золото!
Техника изображения массы злаков
Техника изображения массы злаков
Цвет Солнца и точные женские фигуры
Цвет Солнца и точные женские фигуры
Позы фигур чрезвычайно выразительны и точны
Позы фигур чрезвычайно выразительны и точны
-7
Обратите внимание на стальную пряжку ремня - виртуозно
Обратите внимание на стальную пряжку ремня - виртуозно

Обратите внимание на дом. Кажется, что выписаны даже отдельные кирпичи.
Обратите внимание на дом. Кажется, что выписаны даже отдельные кирпичи.
Вдали. Море тоже обжито человеком
Вдали. Море тоже обжито человеком

Итак здесь Питер показывает что именно делает человека счастливым: дружная совместная работа на Земле, в своем родном хорошо обжитом доме, который человек преобразовывает своим трудом.

Приведу для контраста подобную по сюжету работу уже конца 19 века, эпоха капитализма. Смотрим.

Ван Гог

Ван Гог. Красные виноградники в Арле
Ван Гог. Красные виноградники в Арле

Обратите внимание на то, что содержание картины и способы достижения эстетического эффекта у Ван Гога те же самые, что и у Питера на первой гравюре. Однако насколько груба и упрощена эстетически картина Ван Гога по сравнению даже с лишенной цвета черно-белой гравюрой Питера Брейгеля. Кроме того капитализм внес свои коррективы в сам сюжет.

Сравним.

Ван Гог для усиления лимбического эффекта действия на мозг резко усиливает силу Солнца. Вместо явного присутствия воды в кадре он вводит блеск - отражение Солнца на дороге. Блеск, с точки зрения эволюции восприятия мозгом окружающей среды, есть отражение солнечного света в воде, то есть косвенное изображение двух главных факторов, которые гарантирует наличие жизни и пищи. Воспринимается позитивно. Важность восприятия блеска человеком проявляется в существовании высокой эстетической оценки видимого явления: "блестящая работа".

Далее Ван Гог вводит много красного цвета на растениях. Это также оказывает положительный эффект на мозг, поскольку красный цвет в природе это есть цвет ягод и крови, то есть пищи. Мозгу настолько нравится красный цвет, что в русском языке от этого цвета происходят такая высокая оценка красоты как "прекрасный". Например, "прекрасный вид" (очень красный).

Ван Гог нормальным образом помещает в кадр множество людей по тем же причинам, что и Питер - наличие социума за работой в кадре вырабатывает дофамин в мозге. Но эти люди качественно иные чем у Питера - это простые наемные работники. Их образы несут совсем иное значение чем у Питера. В 19 веке на пороге уже капитализм и человек перестал быть хозяином собственного труда. Из картины исчезает Брейгелевский ярчайший образ человека - уверенного хозяина своей жизни и возникает простой наемный работник. Общий сюжет вследствие этого теряет вклад в эстетику от доминантности объектов.

Теперь о явных дефектах картины. Чрезвычайно низкая, просто детская незрелая техника рисунка у Ван Гога. Именно для компенсации своего неумения рисовать Ван Гог так задирает яркость и цвета. По сути дела весь сюжет Ваг Гог вытягивает за счет задранных ярких красок и блеска. Еще немного дофамина он добавляет за счет чувства новизны от необычного изображения ряда деревьев у левого верхнего края картины.

Посмотрите еще раз на гравюру Питера вначале моей заметки и сравните с Ван Гогом. Питер - это Мастер.

Выводы.

В 16 веке думающий человек имел все основания считать счастьем единение с Землей и успехи в ремеслах. Брейгель рисовал именно это идеальное состояние человечества в противовес религиозной альтернативе - получению счастья после смерти, в Раю (если хватит терпения дожить в соответствие с установленными правилами дожития).

Это состояние возможности счастья путем единения с землей сегодня человечеством утеряно. Капитализм лишил нас связи с землей и ничего равноценного не предложил взамен. Что делать будем?

До встречи.