Не зря говорят, что СССР была передовой лабораторией «идей» всего мира. Положение обязывало, да и лозунг «Догнать и перегнать Америку» обязывал в прямом и переносном смыслах.
Поэтому неудивительно, что в начале 70-х годов прошлого века появился опытный экземпляр скоростного железнодорожного вагона на реактивной тяге. В то время этот тип двигателя активно использовался в аэронавтике и космонавтике, а также его пытались «внедрить» во всех других отраслях, связанных с грузо- и пассажироперевозками.
Сделан был экспериментальный поезд-вагон в 1970 г. на Калининском вагоностроительном заводе (ныне ТВЗ, г. Тверь) в единственном экземпляре. Аэродинамика этого поезда прошла испытание на модели в аэродинамической трубе ЦАГИ. Тормоза его были на электропневматике, а турбореактивные двигатель «позаимствовали» у ЯК-40 с тягой 1,5 тонны в секунду каждый, в основном, из-за их относительно небольшого веса – тонна на два движка. Конструкторы боролись за каждый килограмм «свободного» веса, что было достаточно сложно, так как экономика СССР была металлоемкой и тяжело поддавалась снижению веса изделий из металла. Из общего нетто-веса главного вагона в 59,4 тонны, более 12% или 7,2 тонны весил полный запас топлива (керосин).
В 1971 г была достигнута скорость в 187 км/ч. В 1972 г на перегоне Новомосковск-Днепродзержинск реактивный поезд-вагон достиг максимальной скорости в 249 км/час, после чего испытания прекратились, так как проект был признан неперспективным, так как эксперимент показал, что для введения в эксплуатацию данной технической идеи необходима замена всего железнодорожного полотна, так как в системе взаимодействия «колесо - рельс» именно второй компонент «дал слабину».
Поезд-вагон был передан заводу его изготовившему, на территории которого он длительное время хранился как музейный экспонат, а фактически был брошен на территории завода и забыт, пока из головной части вагона не сделали оригинальную стелу, установив ее при входе на ТВЗ к 110-ти летию со дня пуска завода.
Аналогичные разработки велись и в США. Там на специально подготовленных участках и двигаясь на специальных роликах удалось достигнуть скорости в 0,7 Маха или 848 км/ч.
В специально построенном вакуумном тоннеле американский реактивный поезд достиг еще более впечатляющих результатов - 2300 км/ч. Однако, как и в СССР, идея была признана чересчур дорогостоящей для практической реализации и исследования также свернули.