Сегодня мы познакомимся с официальными разъяснениями экспертов органов исполнительной власти по вопросам проведения электронных аукционов для государственных и муниципальных закупок услуг по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ), декларирования условий труда, проведения СОУТ на аналогичных рабочих местах, оценки условий труда офисных работников, об особенностях обязательного пенсионного страхования работников по результатам СОУТ, а также по другим вопросам, связанным с влиянием результатов оценки условий труда на правоотношения работников и работодателей.
– Какие требования может предъявить работодатель, являющийся государственным или муниципальным бюджетным учреждением, к участникам электронного аукциона для осуществления закупок услуг по проведению СОУТ?
– Отношения между заказчиками и исполнителями в связи с проведением СОУТ регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). В соответствии с номами статьи 212 Трудового кодекса РФ и пункта 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ соответствующие обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 года №599 были утверждены Правила допуска организаций к деятельности по проведению СОУТ, их регистрации в официальном реестре организаций, проводящих СОУТ, приостановления и прекращения деятельности по проведению СОУТ, а также формирования и ведения вышеуказанного реестра организаций, проводящих СОУТ. Реестр организаций (экспертов), имеющих право проводить СОУТ, приведен на сайте: http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations.
Эксперты Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России в Письме от 21 апреля 2017 года № ОГ-Д28-4679 разъяснили порядок применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) для целей, связанных с осуществлением закупок услуг по проведению СОУТ.
Частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ установлен порядок, в соответствии с которым заказчик должен установить единые требования к участникам закупки. Статья 64 Закона № 44-ФЗ содержит нормы, устанавливающие требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, а также инструкцию по заполнению данной заявки. Работодателю запрещается установление требований, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с положениями части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы:
– документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов;
– декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе может быть признана не соответствующей установленным требованиямдокументации о проведении такого аукциона, в случаях, если:
– участником аукциона не были представлены документы и информация, предусмотренная пунктами 1,3-5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ (в том числе, если вышеуказанные документы и информация не соответствуют требованиям, установленным документацией к аукциону; и (или) содержат недостоверную информацию об участнике аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок);
– участник аукциона не соответствует требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Организатор аукциона должен иметь в виду, что не допускается принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 8 Закона № 426-ФЗ СОУТ проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая СОУТ, должна соответствовать следующим требованиям:
– иметь в уставных документах указание на то, что основным видом деятельности (одним из видов деятельности) является проведениеСОУТ;
– иметь в штате не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и обладающих сертификатами экспертов на право выполнения работ по СОУТ, в том числе, не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей –общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
– иметь в качестве структурного подразделения официально аккредитованнуюиспытательную лабораторию (центр), областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Проведение закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд на оказание услуг по проведению СОУТ необходимо осуществлять в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, в том числе с формированием, утверждением и ведением планов закупок и плана-графика закупок.
– Каковы особенности заполнения строки 040 карты специальной оценки условий труда?
– Оказывает ли влияние на результаты проведения СОУТ количество работников, занятых на аналогичных рабочих местах?
– Разрешается ли для целей проведения СОУТ на рабочих местах использовать результаты проведенного ранее производственного контроля?
– Какие имеются особенности применения дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из результатов СОУТ на рабочем месте работника?
– Каков порядок внесения изменений в трудовой договор работника по результатам проведения СОУТ?
На эти и другие вопросы Вы можете найти подробные ответы в статье информационного портала «Труд-Эксперт. Управление» по ссылке: