Найти тему
История в вещах

Электронные игрушки, о которых советские дети могли только мечтать

Оглавление

До появления в 1984 году легендарной игры «Ну, погоди» (или «Электроники ИМ-02», как она называлась официально) советским детям электронные игры не были знакомы вовсе.

Даже солидная стоимость в 25 тогдашних рублей не отпугнула покупателей, и десятки тысяч экземпляров электронного чуда разлетались в магазинах сразу после поставок.

Немногие в то время знали, что прототипом первых советских игр с жидкокристаллическим экраном (а помимо «Ну, погоди» в нескольких вариациях была более редкая «Электроника ИМ-01» с Минни-Маус) было детище японской Nintendo — EG-26 Egg. Вместо зайца в японской версии яйца выпускала более логичная курица, волк же отличался от советского внешним видом и ловил яйца не в корзину, а в шляпу.

Можно также с уверенностью сказать, что у японских детей не было легенды о показе неизвестной серии мультфильма «Ну, погоди» при достижении 1000 очков.

Японский прототип «Ну, погоди»
Японский прототип «Ну, погоди»

В Советском Союзе появление компактных электронных игр было поистине эпохальным. Звук скатывающихся яиц в игре до сих пор вызывает ностальгические чувства у детей 80-х наряду с бутылочным звуком ЛиАЗа-677 и музыкой из заставки «Спокойной ночи, малыши».

Однако на Западе подобные игры были куда более распространены, и одним волком, ловящим яйца, игровые сценарии не ограничивались.

Игровая индустрия в капиталистическом мире была куда более развита, а ее локомотивом была, разумеется, технологичная Япония.

У одной Nintendo в серии Game&Watch существовали десятки различных сценариев (в СССР также в этом форм-факторе позже появились разнообразные геймплеи — «Тайны океана», «Автослалом», «Веселый повар» и другие), а количество других платформ, форм-факторов и производителей не поддается обозримому исчислению.

В этом обзоре я выделю самые необычные и желанные электронные игрушки 80-х, с которыми довелось столкнуться в детстве или уже позже.

5. Nintendo Donkey Kong

Nintendo Donkey Kong в дальнейшем была выпущена и как игра для приставок
Nintendo Donkey Kong в дальнейшем была выпущена и как игра для приставок

Уже упомянутая серия Nintendo Game&Watch встречалась и в виде книжки-раскладушки.

(Как и многие игрушки Nintendo, увидеть в СССР ее можно было на рекламных витринах, расположенных в международном аэропорту «Шереметьево». Тогдашние дети нередко отправлялись туда как в музей на 551 автобусе от «Речного Вокзала», где бдительные товарищи в милицейской форме и в штатском зорко наблюдали за их действиями и моральным обликом — вступать в контакт с иностранцами строго воспрещалось.)

Сама игрушка отличалась приятным наощупь пластиком, двумя (!) псевдоцветными экранами (поверх экранов были нанесены оранжевые полоски) и шикарной эргономикой. В качестве одного из элементов управления применялся удобный четырехпозиционный джойстик (слева), а справа располагалась единственная кнопка для прыжков.

Сценарий игры был незамысловатым, но увлекательным: человечку нужно было раз за разом взбираться по лестницам и наклонным балкам наверх (с нижнего экрана на верхний), попутно уклоняясь от периодически падающих булыжников, чтобы зацепиться за стрелу строительного крана.

Запоминаемость и желанность игрушки была обусловлена в первую очередь необычным дизайном и красивым цветом корпуса.

4. Coleco Head to Head Hockey

Игра в полной комплектации. Особенно трогательно выглядит слоган «Рекламируется на ТВ!»
Игра в полной комплектации. Особенно трогательно выглядит слоган «Рекламируется на ТВ!»

Американская фирма Coleco, прекратившая свое существование на быстро меняющемся рынке электроники в 1989 году, была известна игрой на тему американского футбола «Квортербек».

В 1980 году в продолжение серии игр на спортивную тематику была выпущена забавная двухпользовательская игра в хоккей.

Единственным движущимся элементом геймплея была красная лампочка, символизировавшая шайбу. Задачей игроков были быстрые «передачи» между игроками с дальнейшим броском по воротам.

Качество кнопок и корпуса сильно проигрывает японским игрушкам — да и технологичность игры даже для 1980 года не вызывает особых эмоций.

Конечно, в Советском Союзе в силу всенародной любви к хоккею игрушка была бы сверхпопулярной даже несмотря на ее недочеты.

В наш рейтинг игра попадает из-за оригинальности замысла и из жалости к судьбе компании.

3. Nintendo Boxing

Nintendo Boxing (или Punch Out)
Nintendo Boxing (или Punch Out)

Еще один шедевр Nintendo — электронный бокс (в США продавался как «Punch-Out!»).

Овальная консоль с широким экраном комплектовалась двумя проводными джойстиками, на которых помимо управления движениями располагалась кнопка «Punch» для удара.

Персонажи были слегка карикатурными и двигались по сегодняшним меркам не особенно реалистично. Зато прорисованный ринг с расположенными за канатами зрителями придавали игре облик настоящего боксерского поединка.

Особенная прелесть игрушки — в возможности боев между двумя пользователями. Азарт схваток мог выплеснуться и в реальную жизнь, поэтому экземпляры с оторванными джойстиками попадаются сегодня на интернет-площадках куда чаще полностью сохранных.

2. Bambino Basketball

Питание игрушки осуществлялось как от батареек, так и от адаптера.
Питание игрушки осуществлялось как от батареек, так и от адаптера.

Электронные игрушки японской компании Bambino появились раньше жидкокристаллических. Фирменный обтекаемый «ушастый» облик Bambino не дает поверить, что, к примеру, баскетбол был выпущен аж в 1979 году!

Устойчивый корпус позволял без проблем играть вдвоем. Светящиеся зеленые (как в старых электронных часах) человечки имели ограниченное число позиций (руки вверху, внизу и посередине — благодаря этому можно было проходить соперника на дриблинге). Бросать мяч можно было из любой позиции (чем дальше от кольца противника, тем ниже вероятность попадания). Немного странно, что в режиме двух пользователей игра осуществлялась 2 на 3, а не в равных составах.

Bambino выпускал также бокс, футбол, хоккей и другие игры. А футуристичный дизайн консоли автогонок и сегодня даст фору многим гаджетам.

Автогонки Race'n'Chase — трудно поверить, что эта игра была выпущена в 1982 году
Автогонки Race'n'Chase — трудно поверить, что эта игра была выпущена в 1982 году

Сегодня электронные игры Bambino в хорошем состоянии можно купить по цене от 100 долларов плюс стоимость доставки. При этом в России они встречаются крайне редко.

1. Epoch LSI Dracula House

Больше, чем обычные портативные игры, но Dracula House необычна во всем
Больше, чем обычные портативные игры, но Dracula House необычна во всем

Лидером субъективного рейтинга электронных игрушек 80-х назову удивительный продукт японской фирмы Epoch — Дом Дракулы.

Помимо необычной идеи стоит отметить прекрасную цветную (!) графику, тщательную сборку, роскошный глянцевый пластик корпуса и удобный джойстик, редко встречающийся на портативных играх.

Вообще компанией Epoch (известной и сегодня по Sylvanian Families) в 80-е выпускались и другие интересные и красочные игры (например, велосипедный симулятор BMX), но именно Дом Дракулы был наиболее атмосферным и оригинальным.

Еще одна красивая игра от Epoch — BMX Super Champion
Еще одна красивая игра от Epoch — BMX Super Champion

По сюжету в игре надо постараться не попасться в лапы монстру, попутно собирая ключи и продвигаясь к заветной цели — комнате с четырьмя гробами, в одном из которых спрятаны сокровища, а в остальных в засаде ожидают вампиры.

Описать всю прелесть игры довольно непросто, поэтому рекомендую посмотреть ролик с некоторыми моментами из «Дома Дракулы».

В заключение могу сказать, что обладание любой из вышеперечисленных игр делало ее владельца в советской школе 80-х практически небожителем. Никакой современный гаджет от айфона до гироскутера не смог бы произвести подобного фурора во времена, когда даже японский сувенирный перочинный ножик с выставки приковывал внимание к его обладателю на несколько дней.

А какая из электронных игр понравилась больше всего вам?