До появления в 1984 году легендарной игры «Ну, погоди» (или «Электроники ИМ-02», как она называлась официально) советским детям электронные игры не были знакомы вовсе.
Даже солидная стоимость в 25 тогдашних рублей не отпугнула покупателей, и десятки тысяч экземпляров электронного чуда разлетались в магазинах сразу после поставок.
Немногие в то время знали, что прототипом первых советских игр с жидкокристаллическим экраном (а помимо «Ну, погоди» в нескольких вариациях была более редкая «Электроника ИМ-01» с Минни-Маус) было детище японской Nintendo — EG-26 Egg. Вместо зайца в японской версии яйца выпускала более логичная курица, волк же отличался от советского внешним видом и ловил яйца не в корзину, а в шляпу.
Можно также с уверенностью сказать, что у японских детей не было легенды о показе неизвестной серии мультфильма «Ну, погоди» при достижении 1000 очков.
В Советском Союзе появление компактных электронных игр было поистине эпохальным. Звук скатывающихся яиц в игре до сих пор вызывает ностальгические чувства у детей 80-х наряду с бутылочным звуком ЛиАЗа-677 и музыкой из заставки «Спокойной ночи, малыши».
Однако на Западе подобные игры были куда более распространены, и одним волком, ловящим яйца, игровые сценарии не ограничивались.
Игровая индустрия в капиталистическом мире была куда более развита, а ее локомотивом была, разумеется, технологичная Япония.
У одной Nintendo в серии Game&Watch существовали десятки различных сценариев (в СССР также в этом форм-факторе позже появились разнообразные геймплеи — «Тайны океана», «Автослалом», «Веселый повар» и другие), а количество других платформ, форм-факторов и производителей не поддается обозримому исчислению.
В этом обзоре я выделю самые необычные и желанные электронные игрушки 80-х, с которыми довелось столкнуться в детстве или уже позже.
5. Nintendo Donkey Kong
Уже упомянутая серия Nintendo Game&Watch встречалась и в виде книжки-раскладушки.
(Как и многие игрушки Nintendo, увидеть в СССР ее можно было на рекламных витринах, расположенных в международном аэропорту «Шереметьево». Тогдашние дети нередко отправлялись туда как в музей на 551 автобусе от «Речного Вокзала», где бдительные товарищи в милицейской форме и в штатском зорко наблюдали за их действиями и моральным обликом — вступать в контакт с иностранцами строго воспрещалось.)
Сама игрушка отличалась приятным наощупь пластиком, двумя (!) псевдоцветными экранами (поверх экранов были нанесены оранжевые полоски) и шикарной эргономикой. В качестве одного из элементов управления применялся удобный четырехпозиционный джойстик (слева), а справа располагалась единственная кнопка для прыжков.
Сценарий игры был незамысловатым, но увлекательным: человечку нужно было раз за разом взбираться по лестницам и наклонным балкам наверх (с нижнего экрана на верхний), попутно уклоняясь от периодически падающих булыжников, чтобы зацепиться за стрелу строительного крана.
Запоминаемость и желанность игрушки была обусловлена в первую очередь необычным дизайном и красивым цветом корпуса.
4. Coleco Head to Head Hockey
Американская фирма Coleco, прекратившая свое существование на быстро меняющемся рынке электроники в 1989 году, была известна игрой на тему американского футбола «Квортербек».
В 1980 году в продолжение серии игр на спортивную тематику была выпущена забавная двухпользовательская игра в хоккей.
Единственным движущимся элементом геймплея была красная лампочка, символизировавшая шайбу. Задачей игроков были быстрые «передачи» между игроками с дальнейшим броском по воротам.
Качество кнопок и корпуса сильно проигрывает японским игрушкам — да и технологичность игры даже для 1980 года не вызывает особых эмоций.
Конечно, в Советском Союзе в силу всенародной любви к хоккею игрушка была бы сверхпопулярной даже несмотря на ее недочеты.
В наш рейтинг игра попадает из-за оригинальности замысла и из жалости к судьбе компании.
3. Nintendo Boxing
Еще один шедевр Nintendo — электронный бокс (в США продавался как «Punch-Out!»).
Овальная консоль с широким экраном комплектовалась двумя проводными джойстиками, на которых помимо управления движениями располагалась кнопка «Punch» для удара.
Персонажи были слегка карикатурными и двигались по сегодняшним меркам не особенно реалистично. Зато прорисованный ринг с расположенными за канатами зрителями придавали игре облик настоящего боксерского поединка.
Особенная прелесть игрушки — в возможности боев между двумя пользователями. Азарт схваток мог выплеснуться и в реальную жизнь, поэтому экземпляры с оторванными джойстиками попадаются сегодня на интернет-площадках куда чаще полностью сохранных.
2. Bambino Basketball
Электронные игрушки японской компании Bambino появились раньше жидкокристаллических. Фирменный обтекаемый «ушастый» облик Bambino не дает поверить, что, к примеру, баскетбол был выпущен аж в 1979 году!
Устойчивый корпус позволял без проблем играть вдвоем. Светящиеся зеленые (как в старых электронных часах) человечки имели ограниченное число позиций (руки вверху, внизу и посередине — благодаря этому можно было проходить соперника на дриблинге). Бросать мяч можно было из любой позиции (чем дальше от кольца противника, тем ниже вероятность попадания). Немного странно, что в режиме двух пользователей игра осуществлялась 2 на 3, а не в равных составах.
Bambino выпускал также бокс, футбол, хоккей и другие игры. А футуристичный дизайн консоли автогонок и сегодня даст фору многим гаджетам.
Сегодня электронные игры Bambino в хорошем состоянии можно купить по цене от 100 долларов плюс стоимость доставки. При этом в России они встречаются крайне редко.
1. Epoch LSI Dracula House
Лидером субъективного рейтинга электронных игрушек 80-х назову удивительный продукт японской фирмы Epoch — Дом Дракулы.
Помимо необычной идеи стоит отметить прекрасную цветную (!) графику, тщательную сборку, роскошный глянцевый пластик корпуса и удобный джойстик, редко встречающийся на портативных играх.
Вообще компанией Epoch (известной и сегодня по Sylvanian Families) в 80-е выпускались и другие интересные и красочные игры (например, велосипедный симулятор BMX), но именно Дом Дракулы был наиболее атмосферным и оригинальным.
По сюжету в игре надо постараться не попасться в лапы монстру, попутно собирая ключи и продвигаясь к заветной цели — комнате с четырьмя гробами, в одном из которых спрятаны сокровища, а в остальных в засаде ожидают вампиры.
Описать всю прелесть игры довольно непросто, поэтому рекомендую посмотреть ролик с некоторыми моментами из «Дома Дракулы».
В заключение могу сказать, что обладание любой из вышеперечисленных игр делало ее владельца в советской школе 80-х практически небожителем. Никакой современный гаджет от айфона до гироскутера не смог бы произвести подобного фурора во времена, когда даже японский сувенирный перочинный ножик с выставки приковывал внимание к его обладателю на несколько дней.
А какая из электронных игр понравилась больше всего вам?