В конце 2012 года папа Бенедикт XVI в книге «Иисус из Назарета: рассказы о детстве» сообщил, что, по его мнению, общепринятая дата рождения Иисуса Христа неверна. То есть наступает 2013 год не от Рождества Христова, а неизвестно от чего… Заодно римский понтифик попенял художникам: рождественские картинки они рисуют неправильно, ибо в том хлеву, где родился сын божий, быков и ослов не было.
Человечество без истории
Было время, когда людей вообще не интересовало прошлое. От его изучения и даже простого описания не было практической пользы! Ни человечество в целом, ни отдельные народы не вели летописания. Не было имён и фамилий: каждый спокойно жил без них; в быту хватало прозвищ.
Лишь когда некоторым персонам понадобилось доказывать свою причастность к властным семьям, и когда богатые стали заключать имущественные сделки, имевшие наследственный характер, появились и летописание (в северо-восточной Руси – с XIII века), и родовые прозвания, фамилии (у русского боярства – в XVI веке).
Из этих вполне практических задач – обосновать претензии на власть, и закрепить права собственности – и родилась история.
Первые списки царей и Христос
Предположим, вы решили написать историю своей семьи, и среди прочих героев показали своего прадеда, знаменитого кавалериста. Он жил за сто лет до вас, и походы его полка хорошо известны.
Ваш сосед тоже захотел себе истории, а его прадед был однополчанином вашего. Но сосед желает похвастаться более древними предками, и вот, он записал, будто его прадед совершал со своим полком подвиги не сто, а триста лет назад.
Ничего не зная про эти хитрости, третий сосед, составляя последовательную летопись, учтёт оба сообщения. И в его истории ваши прадеды окажутся в числе исторических героев по два раза, а в придачу вы обнаружите самого себя за двести лет до своего рождения, как одного из хронологов, описавших жизнь знаменитого кавалериста!
…Кто-то скажет, что это выдумка, смешной анекдот.
Но давайте обратимся к «реальной истории».
В V веке до н.э. некие греки взялись за составление истории своей земли. Правда, они ограничились написанием списков царей древней Спарты, правивших этой заштатной деревушкой «в незапамятные времена», и столь же древних должностных лиц (архонтов) Афин. Принято считать, что упомянутые в их списке цари и архонты правили лет за семьсот до этих первичных историков.
Откуда они брали информацию, неизвестно, и для чего писали – непонятно.
Через двести лет новая поросль образованных греков – Эратосфен, Тимей и другие, сочинили списки ещё более древних царей, отстоящих от их времени, как ныне думают, на 1100-1200 лет. В общей истории из-за размещения греческих «корней» в такой сумасшедшей древности возникли парадоксальные «тёмные века», цивилизация греков будто начинается дважды: гончарное искусство, архитектура, ювелирное дело и т.п. возникли и развились, но с 1100 года до н.э. ни с того, ни с сего исчезли. Была забыта даже письменность! Лишь около 800 до н.э. греки вновь начали пользоваться письмом и «вспомнили» ремёсла и искусства.
Между тем, другие народы тоже возжелали заиметь себе древнюю историю. Еврейские авторы, объявив своей историей события, описанные в Ветхом завете, сделали их датировку, и – оп-ля! – когда в Средневековье встала задача построения «единой истории», история евреев оказалась древнее греческой.
Могли ли египтяне такое стерпеть?.. Египетский жрец Манефон, якобы за 300 лет до н.э., составил список тридцати династий фараонов. Не тридцати фараонов, а тридцати их династий! На протяжении тридцати династий никто подобных списков не составлял, не было нужды, и вдруг – нате вам.
Где он брал информацию? Зачем трудился – то есть, какая была польза жрецу и его начальникам? Они же должны были платить ему за работу. Кажется, другой причины, кроме желания начальников представить египетскую историю ещё более древней, чем даже еврейская, не найти.
Следующую «бригаду» хронологов можно назвать христианской, и одной из задач было установление даты Рождества Христова. Согласно истории, не прошло и двух столетий от распятия Спасителя, а уже было высказано около двухсот различных суждений о дате его рождения.
Но, спрашивается, кто установил даты жизни самих составителей всех тех «историй»?…
Маги, каббалисты, нумерологи
В Средневековье вся жизнь в Европе была завязана на религию. Университеты основывали ради изучения библейских текстов, и учёные самых разных специальностей, от медиков до философов, опирались или на религиозные толкования, или на учение Аристотеля. Надо было заполнить событиями хронологические пустоты от библейских времён до текущего времени.
Не исключено, что тогда и были написаны списки упомянутых выше греческих, египетских и прочих царей: как раз в те годы их якобы «обнаружили», и они сразу оказались востребованы, ибо дали базу для заполнения событиями не религиозного, а мирского свойства библейских времён, начиная от Сотворения мира.
Вообще, мало кто замечает, что традиционная история нашей цивилизации «висит без гвоздя», поскольку никак не связана с общей хронологией не только биологической, но и геологической жизни на планете. Этот виртуальный «гвоздь» – эра от Сотворения мира, на которую все хронологи «подвешивали» прошлое. Вплоть до эпохи Нового времени датировки велись от Сотворения мира, и дата рождения Христа – от которой позже тоже вели датировки (и сейчас ведут), рассчитана как производное от эры Сотворения мира.
Даже китайская история выстроена только с времён, наступивших после разбегания от недостроенной Вавилонской башни людишек, «потерявших» общий язык.
Реальных знаний о реальном прошлом у средневековых «историков» не было, а расставить хоть какие-то события по «шкале времён» было надо. Хронологией сначала занялись оккультисты и каббалисты, затем нумерологи: эти в своих расчётах «истории» использовали магические семёрки и девятки; про куб двенадцати говорили, что это великое число Платона; и т.д. Большие числа годились для расчёта времени существования империй, небольшие – для царств, маленькие – для героев. К примеру, история ассирийцев от царя Нина до Александра Великого рассчитана в соответствии «числу Платона» в точности.
В самых главных расчётах опирались на два знаковых числа: 360 – это половина значения прецессионного круга, что может быть сочтено за число, положенное Богом в основу вращения земли, и 333 – дьявольское, половина от 666, числа зверя.
Получается, в основе нашей «истории» (которую дети поныне изучают в школах) сведены воедино число «божье» и число «зверя».
Один из виднейших хронологов того времени Иосиф Скалигер (XVI век) придумал сквозной счёт дней, начиная от Сотворения мира, и сумел на базе предшествовавших расчётов создать общеисторическую хронологическую шкалу. Вскоре его коллега Дионисий Петавиус пересчитал его даты на эру от Рождества Христова. А дату Рождества высчитали сами же хронологи, оставаясь внутри хронологии от Сотворения мира, так что хронология продолжала висеть «без гвоздя»!
На протяжении всего XVII века эту новинку критиковали церковники разных конфессий, а в народных массах она оставалась неизвестной и не использовалась. Даже в XVIII веке многие учёные не доверяли расчётам Скалигера. Его нумерологическая версия истории человечества утвердилась только к концу XIX века, и лишь в ХХ столетии стала общепризнанной.
Исторические двойники
Приведённый в начале статьи пример с прадедом-кавалеристом, жившим сто лет назад, и стараниями вашего соседа обретшим двойника в прошлом, не такая уж и выдумка. Подобных «двойников» в истории предостаточно! Иногда их скрыть невозможно, и им дают приставку «псевдо»: Псевдо-Маврикий, Псевдо-Симеон, Псевдо-Мефодий, Псевдо-Захария... Иногда можно предположить, что речь о «двойниках», по созвучию имён: европейский алхимик Гебер (XIV век) и арабский алхимик Джабир (VIII-IX века); великий римский юрист Эренний (III до н.э.) и великий юрист Ирнерий (XII век). Но многих «двойников» уже и не выловить.
Нельзя исключить, что доисторические «бригады» хронологов – греческие, еврейские и прочие, всего лишь двойники средневековых историков!
Та же картина и с хронологами. Например, выше был упомянут Дионисий Петавиус (имя его означает «Освящённый богом», а фамилия – «Ничтожный», якобы из-за роста). Он придумал эру от Рождества Христова. А за века до него эту же эру внедрял архивариус папы римского Дионисий Малый (прозванный так за его рост). И оба они занимались вычислениями пасхалий.
В наши дни папа римский Бенедикт XVI в своей книге пеняет Дионисию Малому, что тот неправильно рассчитал дату Рождества, прямо признавая, что даты нашей истории – рассчитаны, и не более того. За ними нет исторической правды.
…И ради полноты картины: в III веке жил якобы ещё один Дионисий, известный хронолог, специалист по расчёту пасхалий.
Не затрагивать религию!
В 1899 году профессор Санкт-Петербургской духовной академии В.В. Болотов на заседании Комиссии Русского астрономического общества предложил исключить из рассмотрения дату Рождества, прямо сказав, что «научно год рождения Христа установить невозможно».
Это правильный вывод. Богу – Богово, а цезарю, как известно, цезарево. «Царствие мое не от мира сего», – говорил, согласно евангельским текстам, Христос. И летоисчисление текстов не мирское. К сожалению, историки это не всегда понимают.
А верующие… Все догматы христианской веры содержатся в «символе веры», утверждённом на Никейском соборе: «Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного», и т.д.
Указаний, что следует веровать в высчитанные римскими нумерологами даты рождения Иисуса, в нём нет.
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.
Илл.:
Мастер Венского Поклонения. Поклонение волхвов. Присутствует волховиня.
Бернардино Луини. Поклонение волхвов. Один из волхвов чернокожий.
Дирк Баутс. Поклонение волхвов. Количество пришедших много больше трёх.
Канал «А мы и не знали» - это статьи по Истории идей, Истории людей, и Истории вещей. Кликнув название канала, получите полный список.
Другие статьи рубрики «История идей»
Разгадка: зачем в Евангелиях дано родословие Иосифа, который Иисусу вовсе не отец
Непоследний день Помпеи