Найти тему
ФОМ

Мера веры

Документальный фотопроект Ольги Скворцовой о молодых ортодоксах

В Библии сказано, что впервые Христа принесли в храм на 40-й день после Рождества, и там произошла встреча старца Симеона с младенцем. В память об этом событии православные отмечают Сретение. «Заповедник» представляет проект документального фотографа Ольги Скворцовой о молодых ортодоксах Русской православной церкви.

С позиции невоцерковлённого человека автор задаёт вопросы художникам, психологам, православным активистам о том, зачем они ходят в церковь, почему выбрали эту религию и могут ли верующие контролировать искусство. Участникам проекта не более 33 лет (возраст Христа), все портреты сделаны у них дома в месте, которое они называют красным углом. Они уверены, что однажды тоже встретятся с Богом.

Лиза, художник, за рабочим столом своей комнаты

Фото: Ольга Скворцова
Фото: Ольга Скворцова

Лиза, 31 год, художник, иллюстратор

В детстве бабушка несколько раз брала с собой в храм, и это сыграло важную роль в моей жизни. Когда у меня была потребность куда-то обратиться, я знала, что надо пойти в храм. А родители у меня неверующие.

К вере я пришла довольно простым образом. Я делала диплом во ВГИКе по «Лету Господню» Шмелева. Там повествование ведется от лица мальчика семи лет с радостным взглядом на мир. У меня ничего не получалось нарисовать, я не могла это сделать, потому что превратилась в такую помойку, что передать чистый взгляд ребенка была неспособна. Педагоги хвалили, но я понимала, что получается подделка. Мне было 25, у меня часто были состояния тоски – не депрессия, а просто накопились грехи. И они как будто покрывали меня целиком и не давали посмотреть наверх.

Когда я поняла это, я поехала к бабушке, пошла в храм на исповедь, и там я как будто почувствовала эти легкость и радость. С этого момента все стало получаться. Я доверилась Богу, и жизнь изменилась. Ведь Господь говорил: «Думай о Царствии Божьем, а все остальное приложится». Я проверила – все работает! И действительно, если пытаться по заповедям жить, Господь даст всё, что нужно.

Как вы относитесь к людям, которые не верят в Бога?

Человек может встретить Бога в самый последний момент, поэтому я не разделяю людей на тех, кто ходит в церковь, и тех, кто не ходит. Каждого человека создал Господь, и каждая душа знает его как создателя. Господь всех зовет за собой, а человек сам делает выбор: пойти или не пойти.

Однажды меня поразила притча о самарянке, которая встретила Бога и поверила в него. По дороге в Самарию Господь сел у колодца отдохнуть. В это время к колодцу пришла женщина, он говорит ей: «Дай мне пить». Она отвечает: «Как же ты у меня просишь пить, если иудеи с самарянами не общаются?» Он сказал: «Если бы ты знала, кто говорит с тобой, ты сама бы просила у него пить. Я бы дал тебе живую воду, и ты бы никогда не чувствовала жажды». В разговоре Господь сказал женщине позвать мужа – она смутилась и сказала, что у неё нет мужа. «Правду сказала, потому что у тебя было пять мужей, и шестой тебе тоже не муж».

И по сегодняшним меркам тётка будь здоров, пять мужей! Но здесь наш убогий человеческий суд бессилен. Ведь во всех мужьях, которые у неё были, на самом деле она искала Бога. Это всё, что ей было нужно. Она узнала его, Господь ей первой открыл, что он – сын Божий.

Что для вас значит вера?

Всегда ищешь того, кто бы о тебе заботился, понимал, знал, о чём ты думаешь, любил тебя. У Бога этой заботы столько, что вагонами не перемерять. Он всё это даёт каждому, независимо от того, ходишь ты в церковь или нет. И когда ты с ним знакомишься, то начинаешь не просто верить в него, а знать его. Это как проживать каждый день с любимым человеком, и что-то про него узнавать, и желать, чтобы эта близость никуда не делась. Господь говорит: «Ну, ты давай, приходи ко мне, посидим, поговорим, я тебя послушаю». Вера – это просто жизнь с Богом.

Павел, фотограф, поклонник творчества группы "Алиса"

Фото: Ольга Скворцова
Фото: Ольга Скворцова

Павел, 26 лет, фотограф

В детстве ещё некрещеным ходил в храм с друзьями – их бабушка нас водила. В таинствах, конечно, не участвовал. В 2000 году понял, что надо бы правильно оформиться, – мне было 10 лет. Меня крестили в Сокольниках в храме Воскресения Христова в день Петра и Павла.

А в семье у меня все – КПСС. У меня только прабабка была очень богомольная. Мне рассказывали, что она в зной, и в стужу, и в дождь, и в пургу ходила за 10 км из своей деревни в соседнюю, чтобы Богу помолиться. Тем не менее в то время, когда было принято иконы сжигать, никто из моих предков этого делать не стал. Всё прабабкино наследство отдали в храм.

Как вы относитесь к людям других религий?

У каждого народа своя религия, где кто родился – там и пригодился. Но наша религия – самая правильная, самая светлая, потому что вера Христова пришла из Византии. Князь Владимир с княгиней Ольгой не зря крестились. Они долго изучали вопрос о том, какую веру принять.

Вот скажи, в какой церкви ещё есть причастие? Когда люди причащаются, ежедневно предаются Христу, телу и крови Христовой. Совершается таинство Евхаристии. Я вот в алтаре служил – мы, алтарники, вставали на колени и даже не видели чашу, которую освещают. Нам даже смотреть нельзя на это было. Церковная литургия идет не одну тысячу лет.

Что для вас значит вера?

Бог есть любовь.

Дмитрий Энтео, православный активист. На стене изображение патриарха Кирилла

Фото: Ольга Скворцова
Фото: Ольга Скворцова

Дмитрий Энтео, 27 лет, православный активист, лидер общественного движения «Божья воля»

В подростковом возрасте я увлёкся нью-эйджем – субкультура включает в себя стремление к духовному поиску. Тогда ещё йога, медитация, восточный мистицизм не были такими карикатурными, как сейчас. Мне было 16-18 лет, я принадлежал к поколению Пелевина, читал много книг, увлекался дзен-буддизмом, носил льняные одежды. Моё сознание было совершенно другим, в нём не было места Богу, он был для меня пустым словом. Я искал не так и не там.

Когда я попал в армию, у меня появилась возможность воцерковляться, я ходил на причастия. Помню, как я попросил Бога открыться мне, и в тот момент два человека начали зачитывать цитаты из Библии. Я взял их за шкирку: «Что это было?» Один из них показывает мне телефон, а на экране бот: один нажмешь – гороскоп, два – анекдот, три – цитаты из Библии. И таких моментов было много.

Однажды я сидел и думал, чего бы попросить родителей прислать мне в посылке. Кормят в Сибири плохо, мне хотелось грейпфрутов, халвы в шоколаде и барбарисок. А в этот момент меня позвали ребята, которым посылка пришла, и дали три предмета – халву в шоколаде, барбариску и грейпфрутовый сок. Вот такие вещи в повседневной реальности тогда мне казались удивительными. Ну, вот так постепенно я и воцерковился. Бог дал мне в руки Евангелие. Я начал читать и понял, что он написал эту книгу жизни, что он создал вселенную.

Как вы относитесь к взаимодействию церкви и государства?

Библия содержит ответ на любой вопрос. Она объясняет нашу природу, нашу анатомию, выбор вещей, семейную жизнь и устройство общественной жизни. Если люди считают себя умнее Бога, они начинают делать по-своему, и всё рушится. Поэтому Бог должен определять всё. Он дал людям право на жизнь, на собственность и прочие свободы – это выше, чем любое государство и любой закон.

Были моменты, когда государство и церковь были независимы друг от друга, были времена, когда церковь использовали для обслуживания идеологических интересов. И сегодня, с одной стороны, государство кормит церковь, строят храмы, льются деньги, но церкви приходится отрабатывать свой кусок хлеба. Нужно свалить все беды мира на США – мы так и сделаем. За это церковь получает границы своей деятельности, но за них нельзя выходить, иначе сразу будет подзатыльник. Потому и случаются пошлости, когда патриарха просят: «Скажите хоть что-нибудь хорошее про Сталина, нам нужно это примирение». И на выставке в Манеже патриарх говорит: «Ну, было что-то хорошее». Те, кто попросили, с облегчением выдыхают, и во всех СМИ выходят заголовки: патриарх Кирилл оправдал Сталина. Используют как хотят.

Почему вы занимаетесь православным активизмом?

Абсолютно естественное дело – выступить против кощунства. В случае с Сидуром это была реакция, нормальная для христианина. На той выставке не какое-то отвлечённое творчество – речь идет о распотрошённом голом Иисусе Христе. Это не акция, а знак того, что я отказываю богохульству в праве называться искусством. Я не запрещаю художникам использовать религиозные образы, но надо понимать, с какой тончайшей материей работаешь, – сделай так, чтоб никого не обидеть, спроси у священника.

Безусловно, у нас есть акции, которые мы делаем в рамках общественно-политических. Акционизм – это инструмент, и мы его используем, когда нам важно поднять какую-то тему, стараемся делать это креативно, чтобы как можно больше людей об этом узнало.

Что для вас значит вера?

Вера – это знание о реальности. Есть реальность чувственно постигаемая, есть реальность умственно постигаемая. Вера – это описание духовной реальности.

Дора, психолог-педагог в игровой комнате Свято-Софийского детского дома

Фото: Ольга Скворцова
Фото: Ольга Скворцова

Дора, 28 лет, психолог, педагог в православном Свято-Софийском детском доме

Я воцерковилась три года назад. У сестры была верующая подруга, которая ездила к монаху советоваться, как ей поступать в жизни. Он даже мужа ей нашёл. Я думала: «Она сама, что ли, за себя ничего решить не может?» Как-то раз мы поехали в Алатырь к тому самому монаху крестить её ребенка. Перед входом в келью – куча обуви, а внутри толпа: беременные стоят, дети орут. Я думала: больные какие-то, беременные – едут в такую-то даль. Как только мы поднялись, этот монах в ту же секунду открыл перед нами дверь и пригласил войти. Другие люди его ждали целый день, а открыл он именно нам. И я стала наблюдать, как они друг друга маслом мажут, как ему руки целуют, за другими изощренными процедурами. И ждала, когда меня оттуда погонят: со мной такое случалось не раз, ведь я была крещена в армянской церкви.

А старец такой добрый улыбается, говорит: «Вам надо в православие перейти». Ничего себе, куда меня хотят переводить? Потом монах положил мне руку на голову и сказал, чтобы я приехала на Успение, он меня миропомажет и станет моим крестным. Я сомневалась, что вернусь сюда. Меня покрестили во время Успенского поста. На Успение старец умер. Это было настоящим шоком, ведь у меня к нему осталось столько вопросов!

После крещения в православие я стала другим человеком, начала сожалеть о том, что я говорила и делала. Раньше я была мизантропом, просыпалась с грустью, а теперь у меня такая нереальная любовь ко всему! Появились чувства и знания, о которых до того момента я даже не подозревала.

Что общего у психологии и религии?

У меня научное мышление, но внутреннее переживание веры невозможно логично объяснить. Я могу передать друзьям общий смысл, но они не могут это понять. Потому что вера – это только мое внутреннее переживание, которое невозможно объяснить, если человек сам этого не пережил.

Люди несовершенны. Психология помогает мне разобраться в устройстве мира, хотя некоторые батюшки говорят: психология – ересь, ну поизучали хотя бы! Но они исходят из того, что слышали: они знают про Фрейда, про психоанализ, еще про какие-то немного сомнительные вещи. И, исходя из этого, думают, что это явно не наука. Но в психологии очень много интересного, что можно сопоставить с верой и многое объяснить.

Что для вас значит вера?

Вера стала частью и стремлением моей жизни. У меня было очень много интересов, мне хотелось быть частью всего. А потом поняла, что важнее всего быть ближе к Богу.

Дмитрий, вожатый в православном лагере. На доске под иконами эскизы дипломной работы во ВГИКе

Фото: Ольга Скворцова
Фото: Ольга Скворцова

Дмитрий, 23 года, мультипликатор, вожатый в православном лагере

Мама с папой познакомились на Соловках. В 80-е они работали в организации, которая реконструировала архитектурные памятники. В основном это были монастыри, потому что они пострадали больше всего.

У меня неверующая семья, в которой на тему религии никак не высказывались, когда я рос. Но мы ездили на паломнические экскурсии, и интерес к монастырям у нас был. Я всё это впитывал, папа помогал мне с осознанием. И я часто говорю, что к религии меня привёл папа, хотя он до сих пор некрещёный и не собирается. А крестился я после поездки на Соловки в 11 лет. Потом покрестилась сестра, потом мама, потом старший брат.

Чуть повзрослев, я попал в православный лагерь. Когда я приехал, увидел, как огромные взрослые дядьки молятся перед едой. Они не смотрелись какими-то несовременными, немодными или глупыми. Мне, наоборот, показалось это естественным. В лагере я познакомился с батюшкой, с которым мы много говорили о вере, он давал мне советы, направлял в нужную сторону. Это были не правила, а именно предложения: почитай вот это, посмотри вот это. Каждому в жизни должен встретиться такой человек.

Как вы относитесь к людям других религий?

Дед у меня очень любил фильм «Александр Невский» – тема веры в этом советском фильме была очень важна. Мама с папой давали нам «правильную» литературу – так воспитывали национальную гордость. Люди другой веры в детстве воспринимались как плохие, а мы (православные) – как хорошие. Мне нравилось думать, что наша вера лучше, чем, например, католицизм.

В школе я интересовался историей религий и обратил внимание, что все они строятся на одном принципе и, что самое ужасное, они совсем не противоречат друг другу! Фактически это разные интерпретации одной сказки. Люди верят в одно, просто из-за их условий жизни кому-то удобнее верить в конкретную религию, если она соответствует их образу жизни. И непонятно, почему это становится поводом для споров. Но я не понимаю, почему западная церковь не запрещает однополые браки, какие-то гадости, которые в Европе и Америке пытаются навязать нам. В одном фильме я слышал фразу: «Когда я был на войне, я понял, чтобы зло победило, хорошим людям достаточно просто ничего не делать». Она очень хорошо иллюстрирует то, что происходит, когда церковь бездействует.

Про другие религии мне нравится анекдот. Экскурсия по раю, ангел ведет всех новоприбывших: вот тут у нас католики, вот тут – буддисты, вот тут у нас неверующие, вот тут у нас православные. Только тсс, никому не говорите! Они думают, что они здесь одни. За свою веру я готов драться, но ненавидеть, например, ислам просто за то, что они другие и называют нас неверными, я не готов.

Что для вас значит вера?

Смысл.

Анна, студентка МГИМО. На стене молитва "Отче наш" на арабском

Фото: Ольга Скворцова
Фото: Ольга Скворцова

Анна, 21 год, студентка МГИМО

Я родилась в Киеве. Родители были студентами в Советском Союзе: моя мама из Вьетнама, а отец из Ливана. Мама – буддистка, папа – из общины, которая не относится ни к мусульманам, ни к христианам, это очень древняя секта друзов.

Поскольку я выросла в семье дипломатов, мы постоянно переезжали из одной страны в другую. Детство моё прошло во Вьетнаме и в Австралии, потом маму перевели в Южную Корею. Единственное место, где я могла там учиться, – христианская протестантская школа. Все предметы были обычными, только дополнительно преподавалась Библия. Мы заучивали много отрывков из Евангелия. Там я начала ходить в церковь и постепенно осознала, что Бог есть смысл жизни. С тех пор я никогда не сомневалась в Боге.

Все годы я говорила в основном на английском, поэтому хотела учиться в США или во Франции и подала документы в несколько вузов. До университета у меня был свободный год, я решила поехать в Россию на курсы языка. Здесь я познакомилась с моим молодым человеком, и я решила остаться. У него технический склад ума, он не особо религиозен. Можно сказать, номинально православный, но мы с ним много общались о вере. Я поняла, что Библия, которую я так люблю, бывает очень разной. Для меня это было шоком!

Поступив в вуз, я стала ходить на занятия при храме института. Когда я впервые оказалась на службе, я почти ничего не понимала. Я была убеждена, что и русские тоже многое не понимают. Вообще до того как я приехала в Россию, у меня было впечатление, что люди здесь только называют себя христианами, целуют Библию, но не знают и не читают её.

В Москве я познакомилась с дьяконом, который интересовался Вьетнамом и мечтал поехать туда православным миссионером. И поскольку я почти никого не знала здесь, дьякон стал моим крёстным и учителем в православии.

По началу у меня было много вопросов о вере, например, об иконах. У протестантов есть ложное мнение, что иконы – это современные идолы, и их почитание нарушает заповеди. Были вопросы о том, правильно ли, что православные молятся святым. В конечном итоге я нашла ответы на вопросы, постепенно даже стала понимать церковнославянский язык. Мне кажется, мой путь к православию был очень логичным и рациональным.

Что для вас значит вера?

Буду исходить из определения, которое я знаю с уроков Библии в школе: вера – это уверенность в том, что есть, и в том, что ещё будет для меня.

Иван, казак, в руках держит шашку

Фото: Ольга Скворцова
Фото: Ольга Скворцова

Иван, 33 года, президент фонда поддержки казачества «Казачья Слобода», атаман, работник дома культуры

В 17 лет я переболел острым миобластомным лейкозом, и было какое-то общение с Богом во время болезни, прошения, которые были исполнены. Я был молодой и вскоре забыл об этом.

В 2006 году я возглавил проект лесоперерабатывающего завода в Шацке. У меня был верующий сотрудник, армянин, у которого жена умерла от такого же лейкоза, как был у меня. Однажды у него в доме, в комнате, которая была вся в иконах, мы встретились с двумя батюшками. Один был такой фарисей: что ни спросишь – всё знает. А другой – прям мужик, и с очень доброй улыбкой. Сначала он пригласил меня в баню, а потом я побывал на утренней молитве в храме его отца. Так начался мой духовный путь.

Может ли церковь участвовать в политике страны и взаимодействовать с органами власти?

Церковь – это столп, по которому государство поднимается, народ укрепляется. При разрушении государства веру всегда пытались отнять, потому что она давала людям силу умирать за государство, – истинно верующие не боятся смерти, как и младенец не боится рождения.

После распада СССР церковь оказалась единственной скрепой. Ей пришлось объединить разношёрстную публику, которая практически вся была крещена, но ничего не знала ни о Боге, ни о традициях. Публику, которая за рюмкой готова орать, что мы пойдем в крестовый поход, и живёт жизнью семи грешников. Церковь сейчас несёт большую миссионерскую пользу, что также пропагандируется государством. Например, здоровый образ жизни, ведь без божественной веры физическое здоровье растратится на что-нибудь плохое.

Истинно верующих мало, но их нужно защищать. Человек идёт в храм со своими мыслями, а там что происходит? Pussy Riot играют на гитаре. Когда ребенок бьёт маму по лицу, он становится в угол. Если не получает этот урок, то потом он становится плохим человеком и вряд ли будет любить маму так, как её надо любить. За это наказание должно быть.

Почему в мусульманских странах нет закона об оскорблении религиозных чувств? Тебе просто не дадут так сделать, убьют. Это в корне отбрасывает даже мысль о какой-то демократии, ты понимаешь, что нужно уважать религию, хочешь или нет.

Что для вас значит вера?

Вера для меня – это Бог, любовь и путь.

Настя, художник-мультипликатор. Справа расположен красный угол, слева – предметы для занятий живописью и рисованием

Фото: Ольга Скворцова
Фото: Ольга Скворцова

Настя, 30 лет, художник-мультипликатор

В детстве я как-то у папы спросила: «А ты веришь в переселение душ?». На что папа сказал: «У нас в православии нет переселения душ! У нас то-то и то-то, а это индуизм». Папа, оказалось, очень хорошо знает историю церкви. Как-то особо много о вере мы не говорили, за исключением того, что он читал нам с братом детскую Библию. Ещё мне нравилось ездить к бабушке, я ждала этого, потому что с ней мы ходили в церковь. Но мы не соблюдали посты и религиозные праздники отмечали только тогда, когда вспоминали про них.

Сама в церковь я пошла лет в 18, перед тем как поступить во ВГИК. Стала воцерковляться, но было это как будто на ощупь. Я даже не знала, что надо исповедоваться, кому можно причащаться, кому нет. Купила книжечку Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди» для кающихся, прочитала – оттуда многое и узнала.

На протяжении института я почти не интересовалась религиозной жизнью. До тех пор пока я сильно не поругалась с подругой. Эта ссора подняла всю муть, было очень неприятно от самой себя. И я решила пойти на ночное богослужение. Там, впервые в жизни исповедовавшись, я почувствовала себя идеальной, какой могла бы быть: человеком, который не помнит зла, не обижается и готов сам просить прощения. Церковь указывает путь, чтобы стать таким.

Как объяснял мой знакомый батюшка, пути есть разные: один может быть прямой, другой – окольный, а может быть такой, который ведёт не туда. Православие наиболее соответствует моему представлению о пути к Богу. Индуизм, например – это, безусловно, путь, но мне кажется, что все-таки ошибочный. Но я не согласна с тем, как некоторые священники говорят, что все католики, все мусульмане, все индуисты, все буддисты не спасутся. Ведь православие учит чему? Бог любит всех людей и использует любой повод, чтобы спасти каждого человека. Хотя православие как учение, как доктрина мне кажется наиболее верным.

Помогает ли вам вера в творчестве?

Безусловно! Меня всегда удивляли художники, считающие себя атеистами. Ради чего они рисуют? В чём смысл их творчества? Одна моя подруга ответила: выставочная деятельность. А если выставочная деятельность не сложится – то что? Мотивация православного верующего – приложить все усилия, чтобы наследовать вечную жизнь.

Что для вас значит вера?

Психология учит, что на первом месте для человека должны стоять ты сам и Бог, на втором круге – возлюбленный и твои дети, в третьем – родители. Сейчас, погружаясь в религиозную жизнь, я понимаю, насколько это верно. Если у тебя нет главного, то любой удар будет для тебя сокрушительным. А когда на первом месте стоит Бог, ты никогда не будешь абсолютно несчастен.

Ксения, научный сотрудник Третьяковской галереи

Фото: Ольга Скворцова
Фото: Ольга Скворцова

Ксения, 32 года, научный сотрудник Третьяковской галереи

Представление о Боге и вере дали мне мама, крёстная и друзья. Мы с детства ходили в церковь. Я посещала дома людей, которые еще в советское время сумели сохранить близость к вере. Конечно, наступает такой момент, когда детская вера должна перерасти во что-то иное, и у меня был этот переломный момент. Большую роль в моём случае сыграла встреча с одним священником, вхождение в его приход, в жизнь общины.

Вы интересовались устройством других религий?

Я человек гуманитарного склада и всегда интересовалась литературой, историей, искусством. Поэтому имею представление и о мировых религиях, знакома с основопологающими трудами, с антропософским учением Рудольфа Штайнера. На разные религии я смотрела со стороны и не видела необходимости включить их в свою жизнь, оставаясь при своих убеждениях. Помню, как в лицейские годы мы с одноклассником говорили о том, что Бог один, только все его по-разному видят и понимают. У меня возник образ некого центра, к которому идёт множество дорог. Одни дороги длинные, другие – короткие. И сам Христос говорил: «Я есмь путь и истина и жизнь». Но конечно, понятие прямого и кратчайшего пути связано только с православием.

Что для вас значит вера?

Путь приближения к Богу. Путь тех изменений, к которым Бог меня, так же как и всех, призывает. И на этом пути я стану ближе к родным, в которых нахожу образ Бога.

Игорь, пациент в реабилитационном центре в комнате для тренингов и молитвы

Фото: Ольга Скворцова
Фото: Ольга Скворцова

Игорь, 29 лет, пациент в реабилитационном центре для больных наркоманией

Я наркоман с девятилетним стажем. Четыре месяца назад я опустился до такой степени, что потерял почти все: от меня отказались родители, жена запретила видеться с полуторагодовалой дочерью, я потерял работу, влез в долги. Отец, наверное, был единственным человеком, который на тот момент ещё верил в меня. Супруга была готова подавать на развод, но все равно не отказывала в помощи. С ней я с 7 класса, мне было страшно потерять её.

Она неоднократно говорила мне о православном центре, просила попробовать. И однажды я проснулся с мыслью о том, что я готов, что могу свою жизнь поменять. Отец привёз меня сюда (в реабилитационный центр) вечером, я увидел, как братья хором молятся. Меня это так тронуло, что я заплакал.

Теперь я живу в центре, общаюсь с братьями, рассказываю ежедневно о своих переживаниях, о прочитанных духовных книгах – в этом я вижу спасение. Раньше я ходил на собрания группы анонимных наркоманов. Делал это «для галочки», это было условием супруги для сохранения наших отношений. Люди там делились своими переживаниями. Я слушал и думал: кому вы всё это рассказываете? Потом садился в машину и ехал употреблять (наркотики).

За девять лет до центра у меня был только один церковный опыт: отец привёз в храм, я пошёл на исповедь. Я признался батюшке во всех своих грехах, и он так на меня посмотрел, что мне казалось, что даже Господь никогда не отпустит мне грехи и не простит. А если бы мне тогда сказали, что я буду служить в храме, причем стану алтарником, то я бы рассмеялся и не поверил бы этому. Господь даёт мне силы побороть привычки.

Мне бывает тяжело справиться со своей болью, с эмоциями. Я спросил у своего батюшки, что делать, – он сказал, надо молиться. Я по пять-шесть раз повторяю молитву – и мне становится легче, появляется уверенность во всем. Прошу у Господа здоровья себе и своим близким, но не прошу излечить от наркотической зависимости. К сожалению, она будет преследовать меня всю жизнь. Но именно с верой в Господа Бога я смогу ее контролировать.

Иногда делаем уборку территории, так вот осенью, когда газоны чистил, знаете, что я думал? Что газоны – моя душа, а листья, которые я собирал, – мой греховный путь. Очищая это всё, я понимал, что чищу свою душу.

Как религия изменила вас?

Раньше я вообще не любил людей. Я считал, что если человек знакомится со мной, он хочет «нагреть» меня. Сейчас я так не считаю и стараюсь не судить людей ни в коем случае. Какой мерой мы меряем, такой мерой будет отмеряно и нам.

Меня ждёт дома жена и дочь, родители гордятся мной, гордятся изменениями, которые со мной произошли, – я во всем этом вижу промысел Божий. В будущем я хочу воцерковить ребенка и дать ей хорошее образование. Сейчас ведь на вопрос о том, что такое Освенцим, можно услышать: созвездие на небе. Не хочу, чтобы она стала такой.

Что для вас значит вера?

Вера для меня – это краеугольный камень в фундаменте духовного дома, который я сейчас строю. Всё хорошее, что происходит внутри меня, – вера. Все поступки мои – это вера.

Александра, психолог

Фото: Ольга Скворцова
Фото: Ольга Скворцова

Александра, 23 года, психолог

В детстве мы с семьёй ходили в церковь, причащались каждую неделю. Родители пришли к вере только в 90-х. Мама – профессор из семьи московской интеллигенции, и чтобы прийти в храм, ей приходилось заворачиваться в платки и шарфы, чтобы не узнали и не уволили с работы. Папа из семьи атеистов – он священник сейчас, а учился в Бауманке. Бабушка до смертного одра не говорила то, что папа был уже крещен. Его крестили второй раз в 33 года, как Христа.

Я дочь дьякона, мне всегда нравилось в храме, я чувствовала себя там естественно и очень глубоко всё переживала. Но когда я была подростком, меня раздражали люди, я скептически относилась к церковным проявлениям: когда кланялись, крестились, а после службы продолжали говорить какие-то гадости.

Помню свою первую осознанную исповедь. После бассейна я приехала на вечернюю службу. Я была в короткой юбке – старалась максимально соответствовать миру, вела себя так, будто у меня нет ничего общего с людьми, что пришли в церковь. Священник посмотрел на меня и сказал: «Знаете, вы очень устали».

И я поняла, что значит исповедь. Для тебя открывается то, что незаметно переворачивает твое сознание, и весь твой прежний мир рушится. И от этого страшно. Но потом происходит что-то невероятное, будто из тебя вывозят мешки мусора. В Евангелии сказано: «Придите ко мне все нуждающиеся и обремененные, и я успокою вас». Я сделала шаг, и вся любовь, вся радость мира нахлынула на меня.

Можно ли быть верующим и не ходить в церковь? Вы разделяете понятия «вера» и «институт церкви»?

Мы можем разделять понятия дом и квартира, мы можем жить во дворе и иметь в голове у себя дом, но наверное, мы будем жить в доме и говорить, что мы дома. Церковь и вера неразделимы. Без церкви ты не можешь общаться с Христом. Можно сидеть надув щеки и искать подтверждение тому, что церковь – это только институт, что там зло, там деньги и священники ездят на крутых машинах. Но церкви даны таинства Христовы, и нет веры без церкви. Представьте себе человека как треугольник: в основании – тело, потом – душа и дух. У некрещёного человека крышечка сверху закрыта. Когда человек крестится, крышечка открывается, и дух пронизывает всё его существо. Только церковь готовит священство, только служители церкви могут открыть для тебя врата рая и общения с Богом.

Что для вас значит вера?

Постоянный источник веры – церковь. И вера эта живая, она дышит, она всё преображает вокруг, она меняет тебя, и тебе становится понятен смысл всего.

Татьяна, 23 года, музыкант

Фото: Ольга Скворцова
Фото: Ольга Скворцова

Татьяна, 23 года, музыкант, арфистка

Я родилась в православной семье. Естественно, нас крестили в детстве, потом привозили в церковь в коляске, потом приводили, дальше мы ходили сами. В какой-то период своей жизни я думала, что было бы лучше, если бы я сама пришла к вере. Наверное, я бы глубже во всё вникала, с другой стороны – мне очень повезло.

Может ли церковь участвовать в политике государства?

Мне нравится, что в старые времена в нашем государстве все были верующие, это было естественно. В довольно взрослом возрасте я узнала, что христианство – негосударственная религия в России, и я очень удивилась. Я понимаю, что к другим религиям нужно относиться толерантно, но православие точно должно быть неприкасаемым в нашей стране, потому что Россия – исторически православное государство.

Я не в курсе всех событий, когда церковь пыталась постоять за себя. Но некоторые из них мне напомнили ситуацию из моего детства, когда алтарники нашего храма разгромили одну выставку в музее Сахарова. Я до сих пор считаю, что они молодцы. Пусть это и кажется диким в современном мире, но там Христос был изображён с кока-колой в руке, и икона Богородицы с похабными надписями. Это за гранью допустимого.

Что для вас значит вера?

Если бы веры не было, то в принципе здесь делать нечего… было бы.

Алексей, скульптор, в своей мастерской

Фото: Ольга Скворцова
Фото: Ольга Скворцова

Алексей, 34 года, скульптор, работает в студии военных художников им. Грекова

Семья моя, как это часто слышится, среднестатистическая. Мама с тетушкой ходили в церковь на праздники, писали записки, но это были не то чтобы службы. Когда я воцерковился, они были удивлены, а сестра чуть ли не в панике.

Это произошло, когда я заканчивал институт, готовил дипломную работу, которая отчасти и подвигла меня прийти в храм. Собственно, название у неё было «Переворот». Это двухфигурная композиция женщины и мужчины, перевёрнутого вверх ногами на конструкции, которая напоминает крест. Когда люди видели эту работу, они говорили, что видят в основе церковные образы, что мужчина похож на апостола Андрея. Когда я делал работу, даже не думал об этом. Через эту работу я нашел ответ на то, зачем я вообще занимаюсь скульптурой. Я начал читать религиозные книги – и всё встало на свои места.

Новым качеством веры для меня стал приход в храм. В Дивееве один из алтарников, простой мужик патлатый-бородатый как-то сказал: «Когда Бог берет человека в свои руки, он начинает его раскрашивать». И это действительно так. Вне храма у меня не было ощущения цельности.

Есть ли что-то общее между верой и творчеством?

Про скульптуру есть интересное высказывание Иоанна Златоуста: «Ваятелю удивлюсь я не столько тогда, когда он делает прекрасную статую из золота, столько тогда, когда он из распадающейся глины, силою искусства, сможет образовать удивительную и невообразимую красоту художественного произведения». А Филарет Московский, что меня удивило, ставит памятники даже выше устной проповеди.

Вера и творчество настолько едины, что даже говорить об этом – уже препарирование. Вот смотришь на бабочку – она летает, у неё замечательные крылышки. Незачем думать, почему на крылышке пятнышко.

Что для вас значит вера?

Одним словом – дыхание, но это тоже неточно. Это как любовь, мы же знаем, что можно жить без неё, – но как, скажите, как без неё прожить?

Ольга Скворцова

Понравилась статья? Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь 🤝 на наш канал!

----

Читайте также:

Городские сакли

Аул Заоблачный

У фитнеса в приоритете — мера

----

Канал ФОМ(Фонд Общественное Мнение) про политику, социологию, науку, культуру, этнографию, здоровье и многое другое. Если у вас есть интересные темы для публикаций или истории, которыми вы хотели бы поделиться, то напишите нам об этом: hello@fom.ru