Перила у крыльца спассмурзинской почты отремонтированы по-русски находчиво и бесхитростно – верхняя перекладина к балясине привязана шпагатом. Крыльцо волнуется под тяжестью очередного посетителя, клонится в сторону. За двухстворчатыми дверями – большой коридор, ставший приютом для ласточек. За единственными своими соседями местный почтальон Галина Николаевна Башкаева убирается каждое рабочее утро – когда в ее отсутствие устанавливается тишина, ласточки учат своих птенцов летать, сорят в районе гнезда, а она подметает. Большое здание бывшего правления опустело лет пять назад, когда в ДК переселилась администрация. Жилой осталась одна комната, где и располагается почтовое отделение, остальные не то что без окон – без полов. Крыша протекает, стена коридора посередине прогнила насквозь. Сын Галины Николаевны провел "спасательные" работы – подпер балки досками.
На самой почте – три стола, два старых сейфа, стеллаж для прессы, вдоль окон выставлены немудреные товары – конфеты, шампуни, отряд баллончиков для борьбы с вредителями. Тихонько играет старое радио. Летом здесь прохладно, зимой студено. Отопления нет, чуть тепла дает радиатор, и почтальон сидит в валенках, куртке и даже перчатках. Но домой уходит не сразу, как советуют ей сочувствующие – час, а то и два проводит на рабочем месте. Вдруг все-таки появится на пороге неленивый клиент? Да и почтовую машину из Ардатова надо дождаться.
Несмотря на суровые условия работы, Галина Николаевна оптимистка. Она не рассказывает о трудностях – они и без того видны невооруженным глазом. Оправдывает отсутствие отопления – газ к правлению не подведен, да и стены надо утеплять, разве получится окупить эти траты?
В селе около 90 жителей, 38 дворов. Доход у почты небольшой. Почти в каждом доме выписывают газеты, где-то даже несколько. В основном мордовские издания, да «Пенсионерочку» - есть и такая. Приобретают товары – чаще всего конфеты, сахар, чай и кофе. Посылки и письма – редкость. Первые чаще всего посылают дачники. Письма пишет только 90-летняя одинокая, так и не признавшая сотовый телефон старушка, отправляет племяннику в Димитровград. По мобильному боится не успеть, да и не вспомнить, что хотелось рассказать, а в письме позволено не торопиться.
В Спасские Мурзы Галина Николаевна приехала накануне перестройки. Местные девчата отчего-то не хотели работать продавцами в магазине, вот их, четверых одноклассниц из Каласева, после школы и прислали сюда. Все здесь вышли замуж, Галина Николаевна с супругом воспитали двоих сыновей. Оба остались на малой родине, у младшего многодетная семья – третий сын Сашенька теперь самый юный спассмурзинец, ему только полгодика. Младшие Башкаевы держат две коровы, имеется и у Галины Николаевны буренка. Вместе их живность составляет треть деревенского стада, в котором 10 коров – удивительно для маленького села, когда в больших остается по две-три.
На почту Галина Николаевна пришла в 90-м году, по приглашению бывшей заведующей-однофамилицы Маргариты Ивановны Башкаевой. Когда освободилось место, претендовали на него приезжие, а Маргарита Ивановна отказала, посчитав, что брать нужно непременно местную. К тому времени Галина Николаевна уже считалась таковой. Проработала 30 лет. Первую награду - Благодарственное письмо от властей - заслужила не за труд. Жил в селе старик, ярый коммунист. Ее попросили провести с ним «разъяснительную» работу. Она час просидела в гостях, цель свою не преследуя – просто говорили за жизнь, рассуждая о том, что при любом строе государство не сильно заботится о простом человеке, что жить в селе трудно во все времена. Пенсионер же возьми и проголосуй против коммунистов! Галине Николаевне после выборов и вручили Благодарность.
На старом сейфе сверкает золотым узором Почетная грамота от Главы Мордовии. Но все эти награды никакого облегчения не несут – звание «Ветеран труда» получить с каждым годом все сложнее. Хотя отчего не ветеран почтальон с 30-летним стажем, да и другие сельские труженики? Галина Николаевна на пенсии, работает три дня в неделю. Зарплата небольшая, да и на пенсию не шиканешь – на почте никогда много не получали.
Радость в другом – сыновья рядом, внуки тоже. Работа опять же есть, пусть и в условиях, какие может выдержать только бесконечно терпеливый русский человек. «Я как-то смотрела по телевизору репортаж о закрытии почты в поселке, где живут тысяча человек. А у нас почта есть – как хорошо!» - бесконечно оптимистична и улыбчива наша героиня. Ходит она, как говорит, быстро, за час может оббегать село и разнести почту и товар. Но такие рекорды ставятся редко, разве что летом, когда полно забот с хозяйством.
Крыльцо свое полуразрушенное Галина Николаевна тоже проблемой не посчитала: попросит сына – подремонтирует. Все у нее легко, но именно так сейчас выживает глубинка – не требуя внимания, радуясь малому, да надеясь исключительно на свои собственные силы.
Фото Ю. ЧЕРЕНКОВОЙ.