Найти в Дзене

Зачем балансировали меч?

Пожалуй, самый распространённый «комплимент» холодному оружию, который можно встретить в кинематографе или литературе, это — «хорошо сбалансирован». Балансировка была действительна важна, она создавала существенную разницу между мечом изготовленным мастером или новичком. Если утрировать, то просто взять и выковать меч мог любой кузнец — придать металлу нужную форму, сделать заточку, приделать к клинку эфес и всё, дело сделано. И большая часть средневековых мечей было изготовлено именно так — «просто и со вкусом». Однако, по-настоящему хороший меч выделялся качеством ковки — клинок меча должен был быть одновременно и гибким, и сохранить при этом упругость, а главное — он должен был быть выкован так, чтобы готовый меч был правильно сбалансирован. Именно эти три качества — гибкость, упругость и балансировка (особенно балансировка!) — определяли насколько будет эффективен меч и как им будут пользоваться. Центром тяжести практически всегда служила воображаемая точка на клинке — расстояние д

Пожалуй, самый распространённый «комплимент» холодному оружию, который можно встретить в кинематографе или литературе, это — «хорошо сбалансирован». Балансировка была действительна важна, она создавала существенную разницу между мечом изготовленным мастером или новичком. Если утрировать, то просто взять и выковать меч мог любой кузнец — придать металлу нужную форму, сделать заточку, приделать к клинку эфес и всё, дело сделано. И большая часть средневековых мечей было изготовлено именно так — «просто и со вкусом».

Однако, по-настоящему хороший меч выделялся качеством ковки — клинок меча должен был быть одновременно и гибким, и сохранить при этом упругость, а главное — он должен был быть выкован так, чтобы готовый меч был правильно сбалансирован. Именно эти три качества — гибкость, упругость и балансировка (особенно балансировка!) — определяли насколько будет эффективен меч и как им будут пользоваться.

Центром тяжести практически всегда служила воображаемая точка на клинке — расстояние до неё от гарды было примерно равно длине рукояти. Где именно была эта точка сказать сложно, это зависело от конкретного меча — у коротких мечей она могла быть чуть ближе к гарде, у длинных (особенно, двуручных) немного дальше.

Чрезмерное смещение центра тяжести к острию делало меч почти неуправляемым — инерция клинка могла буквально выбросить меч из руки воина. Контролировать траекторию движения такого меча было бы намного труднее. В то же время, центр тяжести у рукояти делал рубящие удары крайне слабыми, а парирование ударов неэффективным.

-2

Помимо как таковой «точки» центра тяжести, имела большое значение «общая» балансировка клинка — она всегда зависела от целей применения конкретного меча. В большинстве случаев, мечи разделяли на колющие и рубящие — именно это и определяло как будет балансироваться меч. Короткие колющие мечи (например, мечи римских легионеров) балансировались так, чтобы основной вес меч приходился на первую треть клинка от рукояти — тогда во время уколов инерция, идущая от начала меча, помогала буквально проталкивать острие меча вперёд, через броню противника.

У длинных рубящих мечей вес распределялся более равномерно и занимал примерно 80% длины клинка — это не только позволяло наносить эффективные рубящие удары любой частью меча, но и позволяло вложить максимум силы в такой удар. К тому же, баланс меча определял возможность блокировать им удары — так, меч сбалансированный ближе к рукояти был мало эффективен для блока из-за слабого эффекта рычага, да и ломались при блокировании такие мечи намного быстрее.

-3

Важной часть процесса балансировка меча был не только клинок, но и эфес — именно он был противовесом тяжёлому клинку. При этом навершие рукояти на должно было быть слишком тяжёлым относительно общей массы эфеса, иначе это затрудняло использование меча. В целом, хорошо сбалансированный меч даже ощущался как более лёгкий — его было не только намного удобнее держать в руке, но и нанесение им ударов требовало намного меньшей энергии (а также физической силы) от владельца, что было очень важным в длительных сражениях.

Возможно, вам так же будет интересна статья «Какими были древнерусские мечи?»

В совокупности с балансировкой, как писалось в начале статьи, значимым отличием качественного меча были также гибкость и упругость клинка. Значимость этого «трио» полностью раскрывалась когда удар меча приходился другой меч, щит или броню — плохой меч обладал очень травмоопасным свойством «отдачи» в руку владельца; этот эффект хорошо известен многим ещё с детства по попыткам сильно ударить большой палкой (или, тем более, железякой) о твёрдый предмет — ощущение не из приятных. Хорошо изготовленный меч мог минимизировать, а то и почти полностью убрать, этот эффект «отдачи».

-4

Исходя из всего этого, слова «хорошо сбалансирован» были не просто комплиментом мечу и сделавшему его кузнецу, но и часто решали исход сражения для конкретного воина. Ведь многие приёмы фехтования попросту невозможно проводить используя неподходящий для этого меч — это не только приводило быстрой к поломке оружия, но и к травмам владельца, не говоря уже о вероятной гибели в бою из-за невозможности полноценно сражаться. Особенно важной балансировка становилась с увеличением размера и веса меча — большим-тяжёлым мечом с отличной балансировкой было намного легче управляться; даже легче чем с пусть коротким-лёгким, но вовсе несбалансированным.

Если вам понравилась статья, не стесняйтесь кликнуть палец вверх справа. Автору будет приятно, заранее спасибо :)
Подписывайтесь на мой канал и читайте каждый день свежие статьи связанные с историей военного дела!